ИЗ НОВОЙ КНИГИ АЛЛЫ БАРКАН «СОВРЕМЕННЫЙ ДОШКОЛЬНИК»
Конечно, вы это знаете, но мне бы всё-таки хотелось бы вам напомнить ещё раз о роли головного мозга в проблемах ваших воспитанников.
Благодаря головному мозгу происходит приём и переработка информации, создаются программы собственных действий человека и осуществляется контроль за их выполнением. Но головной мозг – это не нечто единое и монолитное, он состоит из ряда частей. Причём. нарушения функционирования даже одной из них сказывается на работе всего мозга.
У некоторых детей отмечается недостаточность сформированности психических функции, из-за чего появляется много проблем.
Как показали научные исследования, мозг человека состоит из трёх блоков, каждый из которых играет свою специфическую роль в обеспечении психической деятельности. Первый, нижележащий блок тонуса коры, или энергетический блок мозга подаёт питание и энергию на два вышележащих блока – второй блок приёма, переработки и хранения информации, и третий – блок программирования, регуляции и контроля деятельности.
Благодаря работе этого блока поддерживается нужный общий тонус коры ( бодрствования) для того, чтобы процессы, протекающие во втором и третьем блоках протекали успешно.
Блок приёма, переработки и хранения информации отвечает не только за процесс приёма, но за переработку и хранение информации, доходящей до нас из внешнего мира, иначе говоря, второй блок связан с работой по анализу и синтезу сигналов, получаемым с помощью органов чувств из внешнего мира. Благодаря этому блоку воспринимается зрительная, слуховая и тактильная информация, а блок программирования, регуляции и контроля деятельности вырабатывает программы поведения, обеспечивая и регулируя их реализацию, контролируя их деятельность и успешность выполнения. Мы знаем, что сознательная деятельность человека начинается с получения и переработки информации, после чего формируются те или иные намерения и намечается программа действий. Эти программы, как правило, осуществляются или во внешних ( двигательных), или во внутренних ( умственных актах).
Как правило, мозг ребёнка развивается неравномерно, мозаично, а незрелость мозговых структур на уровне того или иного блока отражается на особенностях поведения и проблемах ребёнка.
Чаще всего у дошкольников и школьников отмечается недостаточная сформированность энергетического блока. Конечно, воспитатель не может проверить состояние этого блока. Но если его воспитанник быстро утомляется на занятиях и не может из-за этого полностью участвовать в нём, не приклеивайте ему даже мысленно ярлыки типа «тупица» и т.д., а лучше посоветуйте родителям дошкольника отвести его на консультацию к нейропсихологу.
Если у ребёнка страдает второй блок – то у него появляются проблемы с памятью. Такие дети встречаются с трудностями пространственной ориентации, выражающимися с отставанием в математике, неточным изображением цифр и букв и т.д.
При незрелости мозговых структур в третьем блоке – у дошкольника появляются проблемы в поведении, мешающие его ровесникам усваивать материал занятия. Такой ребёнок может не только не слушать своего воспитателя, но и делать то, что ему захочется в данный момент – ходить по комнате, когда надо сидеть, кричать, отвечая на вопрос. Такое поведение чаще всего раздражает воспитателя. И чтобы понять – действительно ли виноват в этом ребёнок, желательно, чтобы родители обследовали его у нейропсихолога, который сможет понять, какой участок мозга ещё недостаточно сформирован у дошкольника.
По мнению учёных, чаще всего отклонения от нормы отмечаются в первом блоке, затем в третьем и во втором. Поэтому, большинство детей во время занятий будут проявлять признаки утомления и гораздо меньше неадекватно себя вести.
|