Я люблю тебя, мой Шалунишка!
Cайт Аллы Баркан и Международного Союза родителей
Четверг, 2017-09-21, 5:07 PM

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Союз родителей
Мои статьи [104]

Категории раздела
Мои статьи [104]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 285

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ В ДЕТСКОМ САДУ

                                                                           

                                                                                          ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ


К группе риска в детском саду относятся часто болеющие дети ( ЧБД), постоянно переносящие ОРВИ ( острые респираторно — вирусные инфекции). В то же время, как правило, и совершенно здоровый ребенок до трех лет из-за своих анатомо — физиологических особенностей тоже подвержен простудным заболеваниям, перенося их не один раз в год. Однако, речь идет о часто болеющем дошкольнике лишь тогда, когда он переносит, по данным научных исследований российских педиатров ( В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов, 1986):

до года - четыре и более заболеваний в год;

от года до трех лет - шесть и более заболеваний в год.

от четырех до пяти лет - пять и более заболеваний в год;

старше пяти лет — от четырех и более заболеваний в год.


Чем опасны частые ОРВИ для дошкольника?
 Прежде всего тем, что эти, казалось бы, ставшие уже хрестоматийными болезни не только снижают функциональную активность иммунитета ребенка и формируют хронические воспалительные очаги в его органах дыхания, но и способны приводить к нарушениям как физического, так и нервно — психического развития дошкольника.

Кроме того, редко посещая детский сад, часто болеющий ребенок теряет контакты со сверстниками, не понимающими, почему он не приходит каждый день в группу.

Как правило, всему этому способствует также и то, что пропуская развивающие занятия, такой дошкольник обычно не блещет своими знаниями на них, вернувшись в дошкольное учреждение, постоянно ощущая себя хуже своих ровесников. И это чувство неполноценности способно перерасти в один из вариантов комплекса неполноценности, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Короче говоря, часто болеющий ребенок подвержен социальной дезадаптации, приносящей ему не мало горьких минут, из-за его нелюдимости, раздражительности и неумению общаться со сверстниками.

Помимо этого такому ребенку приходится нелегко, если из-за постоянных больничных , связанных с его бесконечными простудами, у мамы неприятности на работе, негативный осадок от которых она вымещает на нем. Вымещает, не понимая, что культивирует у него чувство вины. И когда такой дошкольник после очередного выздоровления заболевает вновь, то это чувство вины — один из источников его негативных эмоций, в свою очередь снижающих сопротивляемость детского организма.

Короче говоря, на лицо «порочный круг»: на фоне сниженной сопротивляемости организма ребенок заболевает ОРВИ, которое еще больше ослабляет его иммунитет. А это в свою очередь способно вызвать всевозможные осложнения вплоть до развития таких серьезных заболеваний, как бронхиальная астма, гайморит, гастрит и даже язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Как правило, частые ОРВИ — это следствие вторичного иммунодефицита, возникшего у ребенка. Иначе говоря, дошкольник заболевает не из-за того, что у него снижен иммунитет, а иммунитет ребенка снижается из частых респираторно — вирусных инфекций.

А если это действительно так, что доказано множеством научных исследований, то во всем «виноваты» не только внутренние ( о чем важно знать педиатрам, а не воспитателям), но и внешние факторы окружающей ребенка среды. А таких факторов не перечесть, начиная от неправильного питания дошкольника до конфликтной ситуации в семье.

В последнее время специалисты начали «обвинять» во всем этом образ жизни ребенка, создаваемый ему суперзаботой его родителей и близких людей или отсутствием ее вообще. А подобная суперзабота проявляется в кутании ребенка независимо от времени года, оберегании его от контактов с детьми даже на детской площадке, отказ от хождения с ним на праздники, где собирается много детей.

Да, подобное может действительно предотвратить ряд заболеваний, но это возможно лишь в домашних условиях. А как можно в детском саду оградить малыша от контакта с ровесниками, тем более, что одна из главных причин оформления ребенка в дошкольное учреждение связана с тем, чтобы дошкольник приобрел навыки общения.

Да, действительно адаптация ребенка к детскому саду сопровождается его повышенной заболеваемостью, особенно если она протекает по типу тяжелой адаптации.

Менее длительно дети болеют при среднетяжелой адаптации, почти не заболевая, или болея лишь несколько дней при легкой адаптации ( см. тему: адаптация).

Однако, уже адаптированный ребенок не должен входить в группу риска по частым простудным заболеваниям.

Так почему же тогда он болеет.

Среди ряда причин, способствующих этому, надо помнить о том, что контактируя друг с другом, дети заражают друг друга. Но речь идет не об обычном контакте. Речь идет о контакте здорового дошкольника со своим больным ровесником. Но детский сад не больница, откуда же в нем берутся больные дети.

К сожалению, родители, чтобы лишний раз не брать больничные листы, так раздражающие коллег по работе, или же не желающие прерывать начатое дело, пытаются отвести и уже заболевшего ребенка с начальными признаками заболевания в детский сад, не заботясь, как о здоровье своего малыша, так и здоровье его ровесников. И если раньше в любом детском саду утренний осмотр ребенка проводил педиатр дошкольного учреждения или же медсестра, выявляя заболевающих детей, и не допуская их в группу, то сейчас не во всех детских садах есть медицинские кабинеты. Надеюсь, что новые стандарты дошкольного воспитания реанимируют и это старовведение, рассматривая с позиций инновационного общества.

Как правило, контактируя с остальными детьми в группе, заболевающий ребенок, является источником инфекции, заражающим его ровесников.

Таким же источником инфекции для своих сверстников является и выздоравливающий дошкольник, который несколько дней не ходил в группу, и сразу же после того, как снизилась температура, начавший ходить в детский сад, хотя любой педиатр знает еще со студенческих лет, что когда заболевание ребенка протекает на фоне температуры, то давать ему справку для посещения дошкольного учреждения можно только тогда, когда температуры не будет три дня. Кроме того, надо помнить, что может быть еще и вторая волна заболевания, а также различные осложнения болезни ( о многих из них уже говорилось выше).

Поэтому в тех детских садах, где нет медицинских кабинетов, воспитателям необходимо самим интересоваться самочувствием детей, расспрашивая об этом родителей и самого ребенка. И даже, когда жалоб нет, но дошкольник немного покашливает или у него насморк, не допускать его в группу.

Помимо этого, очагами инфекции для часто болеющих детей могут быть также взрослые люди, общающиеся с ребенком дома или в детском саду, и выражающие свою любовь к нему поцелуями.

Но если в организме таких взрослых — от мамы до воспитателя — имеются хронические очаги инфекции, например, хронический тонзиллит, то любовь их действительно угрожает здоровью дошкольника. Причем, любящие ребенка носители хронической инфекции вряд ли подозревают о своей роли в заболеваемости его, и особенно в тех случаях, если давно не было обострения того же самого тонзиллита, и человек считает свои ангины пройденным этапом жизни.

В то же время частые ОРВИ формируют хронические очаги инфекции у самого ребенка, хотя бы в виде увеличения аденоидов, которые способны активироваться, например, при переохлаждении дошкольника. В таких случаях ребенок как бы заражает сам себя.

Кроме этого, воспитатели должны знать, что в последнее время все большее и большее значение придают психологическим факторам риска, поддерживающих частую заболеваемость детей дошкольного возраста. К этим факторам относится конфликтная атмосфера в семье, ситуации развода, безразличие или нелюбовь родителей к малышу, неприятие воспитателем дошкольника, детсадовская дедовщина, проблемы общения со сверстниками, чувство неполноценности и так далее, короче говоря, большинство стрессовых ситуаций, испытываемых ребенком.

Все это сопровождается высоким уровнем нервно — эмоционального напряжения, тревожности дошкольника , способствуя рецидивам ОРВИ.

КАК ЖЕЛАТЕЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ ВОСПИТАТЕЛЯМ С ЧАСТО БОЛЕЮЩИМИ ДЕТЬМИ, ПОСЕЩАЮЩИМИ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.



Безусловно, индивидуально — личностный подход к такому ребенку должен учитывать и склонность дошкольника к частым ОРВИ.

Превратившись во «второю маму», воспитателям необходимо предотвращать ситуации, приводящие к рецидивам респираторных заболеваний, в связи с чем они должны следить за тем;

*как ребенок одевается на прогулку, чтобы он не перегревался в ней, или бы ему не было бы холодно.

*как ведет себя дошкольник на прогулке, какие игры его привлекают, стараясь вовлечь в игру, где он не должен потеть.

* чтобы в помещениях группы не было сквозняков.

*Помимо предотвращения ситуаций, способствующих заболеванию воспитанников, воспитателям надо учитывать, что после возвращения выздоровевшего дошкольника в группу, отсутствующего в детском саду несколько дней или недель, с ним желательно проводить развивающие занятия по более облегченной программе, хваля за самые малейшие достижения.

* Так как одним из психологических факторов, поддерживающим заболеваемость детей, является одиночество ребенка в кругу ровесников, воспитателю необходимо, по мере возможности, стараться помочь такому дошкольнику найти друга в группе, относящегося с пониманием к его частым пропускам детского сада.

Воспитателям также желательно:

*постоянно вовлекать такого воспитанника в игры, в которых необходимо сотрудничество детей.

*использовать любые возможности для уменьшения уровня тревожности ребенка.

*наладить тесные отношения с родителями, совместно помогая ребенку решать его проблемы, связанные с рецидивом болезней.

Категория: Мои статьи | Добавил: Barkan (2014-01-08) | Автор: алла
Просмотров: 7053 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Cчетчик Openstat

Друзья сайта
  • Бим-Бад Б.М. Педагогика
  • Образовательный портал «Внешкольник.ru»


  • Copyright A. Barkan © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz