Я люблю тебя, мой Шалунишка!
Cайт Аллы Баркан и Международного Союза родителей
Пятница, 2024-04-19, 4:16 PM

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Союз родителей
Мои статьи [106]

Категории раздела
Мои статьи [106]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 288

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

ЧТО МОЖЕТ ПОМЕШАТЬ РЕБЁНКУ БЫТЬ УВЕРЕННЫМ В СЕБЕ?
 
ЧТО МОЖЕТ ПОМЕШАТЬ РЕБЁНКУ БЫТЬ УВЕРЕННЫМ В СЕБЕ?
 
«Уверенность – твёрдая вера в кого-что-нибудь» ( С.И.Ожегов, 2007)
 
Даже ребёнку без разных комплексов не легко стать уверенным в себе. Тем более, что и само понятие уверенности для него довольно-таки расплывчато. Да, он может быть уверенным в том, что правильно выполнил домашнее задание по математике, сверив его с прилагаемым ответом, совпавшим с его ответом. Но это вовсе не означает, что он также уверен в себе, когда отвечает на вопросы теста по географии, к которым подготовился довольно поверхностно. По-видимому человек в чём-то может быть увереным в себе, а в чём-то нет.
Да, действительно, под уверенностью обычно подразумевают своё знание о чём-то или ком-то, а главное – предсказуемость ожидаемых событий, предсказуемость ожидаемого. Но… наша жизнь так многообразна, что очень часто предсказуемое событие может стать непредсказуемым. Однако уверенный в себе человек справится и с этой неожиданной непредсказуемостью, а неуверенный не просто может стать Фомой неверующим, а познакомится с различной степени выраженным стрессом. Как правило у уверенных в себя людей – адекватная или высокая самооценка, помогающая им позитивно воспринимать окружающий мир, и быть оптимистами.
 У неуверенных людей самооценка гораздо ниже или же низкая, превращающая их в пессимистов, напоминающих ослика «Иа» в знаменитой сказке про Винни-Пуха.
 
КАКИЕ ФАКТОРЫ МЕШАЮТ ВАШЕМУ РЕБЁНКУ БЫТЬ УВЕРЕННЫМ В СЕБЕ.
 
Из общеизвестных факторов и факторов, выявляемых мной в процессе обследования детей, наиболее значимыми оказались следующие:
Отсутствие доверия ребёнка к собственным родителям и другим значимым для него людям;
Несовершенство познания своих возможностей;
Неумение опираться на сильные стороны своей личности;
 Наличие всевозможных комплексов;
Пониженная или неадекватная самооценка;
Родительское программирование типа– « Не будь…», « Не будь значимым», «Не добейся успеха», «Не будь собой», «Не принадлежи»…
Родительские установки типа – лентяй, тупица, дурень…
Родительская «неправда» о проблемах семьи, о причинах семейных конфликтов;
Неуверенность самих родителей;
Наличие таких чёрт характера ребёнка как робость и застенчивость;
Всевозможные страхи неудачи и…удачи.
 
КАКИЕ СТРАХИ МЕШАЮТ ВАШЕМУ РЕБЁНКУ БЫТЬ УВЕРЕННЫМ В СЕБЕ.
 
Да, действительно, обычно вашему ребёнку, как впрочем и вам самим, мешает быть уверенным в себе не просто какой-то абстратный страх неудачи, а целый конгломерат страхов, цепляющихся друг за друга, и нанизывающихся один на другого. Как правило, это целая лавина страхов, которая обрушивается на ребёнка. Причём, по мере взросления детей, количество этих страхов лишь увеличивается, так как во время прохождения этапа социализации ваш ребёнок сталкивается всё с большим количеством ситуаций, в которых могут подстерегать его разочарования и неудачи.
Из общеизвестных страхов у неуверенных в своих возможностях детей разного возраста мне приходилось встречаться со следующими:
Страх неудачи;
Страх, названный мной- « Что скажет княгиня Марья Алексеевна», включающий в себя общеизвестные страхи: страх нежелательного отражения в глазах других, «оценивающих взглядов» и «разговоров за спиной»;
Страх негативной оценки деятельности значимыми другими;
Страх осуждения со стороны окружающих;
Страх недоброжелательного отношения других;
Страх перед непредсказуемостью других;
Страх поражения;
 Страх стыда;
Страх действовать;
Страх не справиться;
Страх выглядеть хуже других;
Страх падения в собственных глазах;
Страх общения;
Страх ссоры или конфликта;
Страх говорить в обществе малознакомых людей;
Страх неудовлетворённости собой;
Страх неуверенности в себе.
Наверное, количество подобных страхов можно продолжить, так как помимо общеизвестых у каждого из нас, а тем более у ребёнка, могут быть свои сугубо «индивидуальные» страхи. Однако, наличие столь внушительного списка вовсе не означает, что ваш ребёнок может быть подвержен всем этим страхам одновременно. На практике всё это не так.
Обычно взрослые и дети страдают лишь от нескольких или же от одного из вышеперечисленных страхов, мешающим им быть уверенными в себе. Чем большему количеству страхов подвержен ваш ребёнок, тем будет вам труднее помочь ему приобрести уверенность в собственных силах.
 Говоря о страхах детей, надо учитывать, что ребёнок практически одинаково боится и мнения своих ровесников, и мнения взрослых людей: от значимых – родителей, близких родственников, воспитателей, учителей - до не значимых, вплоть до случайных прохожих, оказавшихся в его поле зрения. Не все дети способны принимать участие в публичных выступлениях, забывая текст стихотворения, слова песни или беря не ту ноту, играя на каком-то музыкальном инструменте, из-за массы оценивающих взглядов, хоть иногда достаточно и взгляда одного, но слишком значимого для ребёнка человека. Страх превращает неуверенность ребёнка в тормоз его деятельности, в то время как уверенность можно сравнить с её рулём.
 
 СТРАХ УДАЧИ.
 
Когда мы говорим о страхе неудачи, то не понятно – почему и страх удачи может быть причиной
неуверенности вашего ребёнка. И в то же время это легко объяснимо. Успех, удача – залог того, что ваш ребёнок может сделать нечто подобное «на бис». Но так обычно думаете вы, а не ребёнок, ещё не понимая смысла « фонограмм». А раз нет подстраховки фонограммой, то он боится, что вдруг не получится «на бис». Не лучше ль просто отказаться от задуманно-возможного, и оставаться, как всегда, в тени. Привык же он уже не выделяться. Так проще, так спокойнее, удобнее…
 Ведь вы же сами, видимо, когда ему давали установки типа – «Не высовывайся!», «Будь как все!», « Не вызывай зависть других!», « Не нужен гений!», « Иди в одной шеренге с остальными!»…И он поэтому решил идти в этой шеренге, но выбрал в ней тех остальных, которые, как он, боятся выделяться своими бесконечными успехами.
Теперь вы пожинаете плоды того, что вам когда-то удалось посеять, и сетуете на ребёнка, хотя бы надо было б…на себя.
 
КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЁНКУ ПРИОБРЕСТИ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ.
 
Помочь неуверенному ребёнку стать уверенным достаточно трудно, но возможно. В то же время это длительный процесс, требующий усилия как самого ребёнка, так и его родителей, а также других значимых для него людей – от воспитателей до учителей.
Что касается родителей, то ,прежде всего, они должны изменить своё родительское программирование и устаноки на более позитивные, типа – « Сумеешь!», «Справишься!», « Не робей!», « Ещё чуть-чуть…», «Получилось!», « У тебя выйдет!», « Без неудач не бывает удач!», « Попробуй и иди дальше!»…
Подобные высказывания ребёнок должен слышать и от других значимых для него людей. Помимо этого при воспитании уверенности в себе необходимо акцентировать внимание ребёнка на сильных сторонах его личности. Но маленькие дети вряд ли понимают, что это такое, буквально принимая силу за силу.
Поэтому ответственность за это полностью - на родителях и педагогах, понимающих особенности ребёнка, его «дары», талант или таланты, которые необходимо развивать. Причём эти таланты необходимо развить так, чтобы ребёнок понял себе «цену» в этой деятельности, и убедился, что он в ней впереди многих ровесников.
А если он это поймёт, то эта вера в свой талант придаст ему также уверенность в себе. Короче говоря, ребёнка необходимо научить компенсировать свои слабые стороны личности более сильными, которые смогут вызвать к нему интерес со стороны сверстников и взрослых. А чтобы этот успех закрепить, желательно помочь ребёнку найти таких друзей, которые бы верили в него.
 
КАКУЮ ПОМОЩЬ МОГУТ ОКАЗАТЬ РОДИТЕЛИ В ФОРМИРОВАНИИ УВЕРЕННОСТИ У СВОЕГО РЕБЁНКА.
 
Обнаружить его талант или одарённость. Помочь реализовать потенциальные возможности ребёнка от привития необходимых навыков и знаний до записи в специальные кружки и подбора нужных специалистов. Научить получать удовлетворения от такой деятельности. «Обнародовать» успехи ребёнка среди близкого окружения, влияюшего на формирование его уверенности в себя.
Объяснять ребёнку, что нельзя всегда и во всём быть первым, а различные страхи «неудач», тормозы его успехов. Научить смотреть на свои несовершенства под другим углом зрения ( можно укорить себя в получении плохой оценки своим бездельем, или оправдать себя плохим настроением учителя). Научить ребёнка ответственности за свои поступки.
Помогать налаживать дружбу со своими ровестниками. Создать в семье атмосферу доброжелательности и любьви.
 
ЧТО МОЖЕТ УГРОЖАТЬ НЕУВЕРЕННОМУ В СЕБЯ РЕБЁНКУ СО СТОРОНЫ СВЕРСТНИКОВ?
 
Стать козлом отпущения среди ровесников.
 Стать предметом насмешек и унижений.
Стать жертвой школьного или детсадовского буллинга ( дедовщины).
Попадание в антисоциальную компанию.
Хронический психо-эмоциональный стресс.
 Нереализация потенциальных возможностей.
 Комплекс неудачника.
Депрессия.
 
ОПТИМИСТЫ И ПЕССИМИСТЫ
 
 Говоря об уверенности или неуверенности ребёнка, хочется затронуть и такое качество его личности, как оптимизм или пессимизм. Ведь из уверенных в свои возможности детей вырастают оптимисты, и из неуверенных- пессимисты.
Насколько это важно для жизни можно судить по извесному афоризму Уинстона Чкрчилля - « Пессимист видит трудности при каждой возможности, оптимист в каждой трудности видит возможность».
В обыденной жизни мы обычно об оптимистах и пессимистах говорим так – «оптимист видит стакан наполовину наполненным, пессимист – наполовину пустым».
От родителей и педагогов во многом зависит, чтобы ребёнок, подрастая, видел «стакан наполовину наполненным», а главное – « в каждой трудности видел возможность…»
Категория: Мои статьи | Добавил: Barkan (2011-08-04)
Просмотров: 5836 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Valextili  
Travel, sightseeing
Tennis, racquet sports
Auto racing, motorcross
Video games
Hockey

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Cчетчик Openstat

Друзья сайта
  • Бим-Бад Б.М. Педагогика
  • Образовательный портал «Внешкольник.ru»


  • Copyright A. Barkan © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz