ЧТО ЖЕЛАТЕЛЬНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ ОБ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ СОЧУВСТВИЯ И СОСТРАДАНИЯ (ЭМПАТИИ) У ДЕТЕЙ. - Мои статьи - Каталог статей - Алла Баркан. Я люблю тебя, мой Шалунишка
Я люблю тебя, мой Шалунишка!
Cайт Аллы Баркан и Международного Союза родителей
Суббота, 2016-12-03, 8:41 PM

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Союз родителей
Мои статьи [104]

Категории раздела
Мои статьи [104]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 282

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

ЧТО ЖЕЛАТЕЛЬНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ ОБ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ СОЧУВСТВИЯ И СОСТРАДАНИЯ (ЭМПАТИИ) У ДЕТЕЙ.
 
ЧТО ЖЕЛАТЕЛЬНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ ОБ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ (СОЧУВСТВИЯ И СОСТРАДАНИЯ) У ДЕТЕЙ.
 
Несмотря на то, что многие из вас уже знают об эмпатии, мне хотелось бы заострить ваше внимание и на возрастных этапах развития социальных эмоций ребёнка, о появлении в его жизни таких форм социальных переживаний как сочувствие, сопереживание и содействие.
При этом, говоря о сочувствии, подразумевают переживание собственных эмоций и чувств по поводу эмоций и чувств другого человека.
Сопереживание заключается в том, что тот, кто сопереживает, переживает те же эмоции и чувства, которые испытывает в это время другой человек, через отождествление с ним.
Содействие – это альтруистические поступки людей, основанные на сочувствии, сопереживании и сострадании. По мнению многих учёных, все эти социальные переживания – разные формы эмпатийных переживаний. Некоторые исследователи считают эмпатию врожденным чувством человека, ссылаясь на факты, что плач детей первых месяцев жизни уже может быть «коллективным». Но в то же время нельзя не прислушаться и к доводам других учёных, относящих эмпатию к формам просоциального поведения, возникающим в полтора-два года, когда ребенок уже может сопереживать горю другого в связи с развитием чувства своего «Я».
Никогда не забуду, как изучая особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения, и разрабатывая эмоциональный портрет ребёнка, адаптировавшего к яслям и детскому саду, не могла понять, каким термином обозначить в разделе «отрицательные эмоции» коллективный плач детей в группе, индуцированный плачем «новенького» малыша, впервые пришедшего в ясли. Самым информативным названием оказался «плач за компанию». И это было действительно так. Уже, казалось бы, хорошо адаптированные к дошкольному учреждению дети, забывшие даже про обычные детские капризы, с удовольствием посещающие детский сад, начинали вдруг беспричинно плакать при виде плачущего новичка. К сожалению, тогда я просто не связывала это с эмпатией, удивляясь своеобразной солидарности малышей, их отзывчивости к бедам друг друга, причём к бедам незнакомого им ребёнка. Как только прекращали литься слёзы у новичка, коллективный плач замолкал, и дети начинали заниматься своими обычными делами. И занимались ими до тех пор, пока «новенький» малыш не начинал плакать вновь, превращаясь в своеобразного дирижёра для плача сочувствующих ему детей.
Если бы можно было бы повторить мои прежние исследования сегодня, я бы совсем по-другому трактовала бы эти результаты. По мнению Кэролайн Цан-Вакслер и др.(1992), когда дети начинают осознавать своё «Я» и отличие себя от других, «их эмоциональная вовлеченность в страдания другого человека начинает превращаться из личного страдания в сочувственное отношение к тому, кто страдает». И этому можно научить ребенка личным примером в связи с подражанием детей поведению взрослых. В работах Цан-Вакслер с коллегами описана серия исследований, когда матерей детей второго года жизни, а точнее в возрасте 21месяца, просили изобразить перед своими малышами, что они только что ушиблись и им больно. Еще не достигшие двухлетнего возраста дети уже были обеспокоены тем, что случилось с их мамами. Но, наблюдая за тем, как их матери проявляли сочувствие к ним в моменты, когда они в этом нуждались, уже к двум годам (приблизительно через три месяца после начала эксперимента) часть из этих детей пыталась утешить своих матерей по образу и подобию усвоенного ими опыта.
Скорее всего, эмпатия уже более или менее свойственна ребенку на пятом и шестом этапе эмоционального развития младенца в рамках первых отношений с окружающими, описанных Стэнли и Нэнси Гринспенами в 1985году. Причем, пятый этап – это этап развития эмоционального воображения от полутора до трех лет, а шестой этап - этап эмоционального мышления, являющийся базисом для развития фантазии, реализма и самооценки, происходящий в период от двух с половиной до четырех лет.
В то же время этап развития эмоционального воображения характеризуется тем, что изучающие окружающий мир дети, уже способны к символическому изображению, игровой имитации и созданию внутренних образов людей и предметов. Ребенок на этом этапе жизни уже может вообразить себя другим человеком и не просто вообразить, а даже имитировать его действия, ведь он теперь различает себя и других.
И вот именно развитие чувства «Я» сопровождается появлением у детей таких социальных эмоций, как сочувствие и смущение, стыд, гордость, вина. На шестом этапе «эмоционального мышления» ваш малыш уже готов на партнерство с вами, начиная понимать ваши ожидания по отношению к нему. При необходимости он может даже изменить своё поведение, лишь бы удовлетворить так эти ожидания… Удовлетворить, но ради своих целей... Для того чтобы ребенок адекватно проявил эмпатию, помимо эмоциональной отзывчивости, привитой вами, ему необходимо так же ещё «созреть» и до понимания того, когда и почему его эмпатия необходима остальным, с кем он знаком или внезапно повстречался.
В конце концов, эмпатия ведь не разменная монета, которой можно запросто швыряться, зная, что это всего-навсего лишь мелочь, которой вам не стоит дорожить.
По мнению ведущих психологов, развитию эмпатии у детей должны содействовать три очень важных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Благодаря когнитивному( познавательному) компоненту ребенок может представить, что чувствует тот, кому необходима его эмпатия в знакомой для него ситуации. Эмоциональный компонент дает понять то, что ребенок сочувствует ему. А поведенческий - выражается в действиях, диктуемых эмпатией, и помогающих нуждающимся в ней.
По мнению выдающегося психолога А.Валлона, ребенок на втором году жизни вступает в «ситуацию симпатии», а в четыре-пять лет в «ситуацию альтруизма» - бескорыстного желания помочь другому. Так что в ваших силах сделать вашего ребёнка высокоэмпатичным, дав возможность разгореться искрам, тлеющим всё время в нём. Но…Вы также можете и погасить все эти искры. От вас зависит очень многое…
Лишь только вы единственный Пигмалион ребёнка, а все другие – мелкие ваятели… В связи с тем, что эмпатия – это двусторонний процесс, ваша родительская эмпатия или эмпатия воспитателей и учителей не просто принимается ребенком, а всегда служит ему примером для подражания.
Категория: Мои статьи | Добавил: Barkan (2013-05-02)
Просмотров: 1572 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Cчетчик Openstat

Друзья сайта
  • Бим-Бад Б.М. Педагогика
  • Образовательный портал «Внешкольник.ru»


  • Copyright A. Barkan © 2016
    Конструктор сайтов - uCoz