КРИЗИСЫ ОДАРЕННОСТИ. - Мои статьи - Каталог статей - Алла Баркан. Я люблю тебя, мой Шалунишка
Я люблю тебя, мой Шалунишка!
Cайт Аллы Баркан и Международного Союза родителей
Суббота, 2016-12-03, 8:46 PM

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Союз родителей
Мои статьи [104]

Категории раздела
Мои статьи [104]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 282

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

КРИЗИСЫ ОДАРЕННОСТИ.

ОТРЫВОК ИЗ НОВОЙ КНИГИ АЛЛЫ БАРКАН " Ребенку хорошо в детском саду. Как этого добиться "

    Проблемы одаренных детей и проблемы взрослых, родителей и воспитателей, общающихся с ними, способны привести не только к появлению  чувства неполноценности у  такого ребенка, но и к кризисам одаренности.

  К сожалению, лишь только около 5 % особо одаренных детей, став взрослыми, достигают вершин своих возможностей. А в результате - сколько неординарных открытий теряет мир, допускающий кризисы одаренности у чудо-детей. Но чтобы эти кризисы не допустить, необходимо прежде всего знать, о каких кризисах идет речь и в чем их причина.

    Говоря о кризисах одаренности, мы подразумеваем:

 

1. КРИЗИС КРЕАТИВНОСТИ ( ребенок не в состоянии создать творческие продукты, которые мог бы создать благодаря своей одаренности)

2. КРИЗИС  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ (снижение интеллектуальной активности ребенка и ее продуктивности)

3. КРИЗИС  МОТИВА  ДОСТИЖЕНИЙ

 а. «мог бы, но не хочу» - нарушение волевой регуляции;

б. «мог бы, но получится плохо» -  появление заниженной самооценки;

в.«мог бы, но это никому не нужно» - неадекватная оценка требований социума.

 

    Давайте разберем причины каждого кризиса в отдельности.

 

 

                                     КРИЗИС  КРЕАТИВНОСТИ

                          Причины утраты творческого потенциала:

*Невозможность получить поддержку взрослых

*Невозможность получить их одобрение

*Зацикленность взрослых на стереотипных развивающих программах, тормозящих развитие способностей ребенка, не расчитанных на индивидуальные особенности и «зону ближайшего развития» таких детей.

*Выполнение в своей творческой деятельности большей частью желаний родителей, воспитателей и педагогов, а не своих собственных.

*Постоянные стрессы от участия в конкурсах и соревнованиях, давлеющих над такими детьми независимо от их желания, ради оправдания родительских и педагогических ожиданий

*Стремление «угодить» таким ожиданиям, вопреки своим потребностям в данный момент.

*Потеря интереса к той деятельности, где проявляется одаренность ребенка.

*Падение планки собственных достижений.

*Разочарование в самом себе.

*Снижение самооценки.

*Парадоксальная реакция на стимулирование одаренности в виде различных невротических реакций и психосоматических заболеваний.

*Парадоксальная реакция на целенаправленное развитие фантазии ребенка,  которая может иметь не только творческое, но и невротическое начало.

 *Лишение возможности накапливания ребенком своего познавательного опыта.

   

    Внимательно изучая эти причины, видно, что если бы взрослые, окружающие ребенка, имели хотя бы малейшее представление об этом кризисе, они бы совсем по-другом использовали возможности таких детей, заземляя свои заоблачные родительские и педагогические ожидания, не заботясь о том, справится ли с ними дошкольник или же школьник.

 

                             КРИЗИС  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ

               Причины снижения интеллектуальной активности ребенка:

*Перегрузка ребенка знаниями, развивающими интеллект, в ущерб другим сторонам его личности.

*Снижение интеллектуальной активности.

*Несоответствие физического и эмоционального развития ребенка развитию его интеллектуальных способностей.

*Обучение в специальных группах для одаренных детей, школах или классах, тормозящее другие познавательные возможности ребенка.

*Своеобразная изоляция ребенка лишь в сфере своей одаренности.

*Игнорирование взрослыми факта, что одаренность — одна из сторон личности ребенка, а не личность в целом.

*Ошибки в диагностике интеллектуальной одаренности ребенка (принятие психологической защиты ребенка в виде «умствования» за интеллектуальную одаренность).

 

   И вновь, разбираясь в причинах этого кризиса одаренности, убеждаешься снова, что если бы взрослые, учитывали бы их, то многих ошибок можно было бы избежать

 

                            КРИЗИС  МОТИВА  ДОСТИЖЕНИЙ.

Причины потери интереса к процессу и результатам своего труда:

*Раннее развитие рефлексии у одаренных детей.

*Появление негативного «образа Я» в результате рефлексии, когда личностная рефлексия доминирует над интеллектуальной, связанной с осознанием своего интеллекта

 (интеллектуальная рефлексия связана с осознанием своих интеллектуальных качеств, проявляется на уровне интеллектуального контроля; личностная рефлексия — связана  с развитием личности ребенка, формирование которой часто вступает в противоречивые отношения с одаренностью ребенка).

*Умение видеть и оценивать со стороны свои высказывания и поступки, не всегда отвечающие ожиданиям значимым для ребенка взрослым.

*Ощущение непонимания его ими.

*Постоянное сравнение себя со своими ровесниками, вызывающее не чувство превосходства, а чувство неполноценности, постепенно переходящее в комплекс неполноценности ребенка типа « я хуже других».

*Осознание ребенком большой разницы между своими интеллектуальными и физическими возможностями, приводящее к ощущению несоответствия между «собой и собой».

*Особенности саморегуляции одаренности ребенка, в которой интеллектуальная рефлексия расценивается как фактор положительной обратной связи, а личностная рефлексия — как фактор отрицательной обратной связи.

*Нежелание соответствовать эталонам взрослых и вырабатывать свои собственные эталоны.

       И в этом кризисе одаренности довольно часто повинны взрослые, окружающие ребенка, среди которых и воспитатели детских садов. А чтобы этого не случалось и чтобы кризисы одаренности миновали талантливых детей, родители и воспитатели должны сделать все возможное от них, чтобы такой ребеноr не страдал бы от чувства неполноценности и заниженной самооценки, угрожающих ему в атмосфере непонимания и отсутствия помощи в критические моменты его жизни.

    В условиях детского сада воспитатели должны выявлять, а не заглушать одаренность дошкольника.

Категория: Мои статьи | Добавил: Barkan (2015-07-28)
Просмотров: 192 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Cчетчик Openstat

Друзья сайта
  • Бим-Бад Б.М. Педагогика
  • Образовательный портал «Внешкольник.ru»


  • Copyright A. Barkan © 2016
    Конструктор сайтов - uCoz