ОТРЫВОК ИЗ НОВОЙ КНИГИ АЛЛЫ БАРКАН " Ребенку хорошо в детском саду. Как этого добиться "
Проблемы одаренных детей и проблемы взрослых, родителей и воспитателей, общающихся с ними, способны привести не только к появлению чувства неполноценности у такого ребенка, но и к кризисам одаренности.
К сожалению, лишь только около 5 % особо одаренных детей, став взрослыми, достигают вершин своих возможностей. А в результате - сколько неординарных открытий теряет мир, допускающий кризисы одаренности у чудо-детей. Но чтобы эти кризисы не допустить, необходимо прежде всего знать, о каких кризисах идет речь и в чем их причина.
Говоря о кризисах одаренности, мы подразумеваем:
1. КРИЗИС КРЕАТИВНОСТИ ( ребенок не в состоянии создать творческие продукты, которые мог бы создать благодаря своей одаренности)
2. КРИЗИС ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ (снижение интеллектуальной активности ребенка и ее продуктивности)
3. КРИЗИС МОТИВА ДОСТИЖЕНИЙ
а. «мог бы, но не хочу» - нарушение волевой регуляции;
б. «мог бы, но получится плохо» - появление заниженной самооценки;
в.«мог бы, но это никому не нужно» - неадекватная оценка требований социума.
Давайте разберем причины каждого кризиса в отдельности.
КРИЗИС КРЕАТИВНОСТИ
Причины утраты творческого потенциала:
*Невозможность получить поддержку взрослых
*Невозможность получить их одобрение
*Зацикленность взрослых на стереотипных развивающих программах, тормозящих развитие способностей ребенка, не расчитанных на индивидуальные особенности и «зону ближайшего развития» таких детей.
*Выполнение в своей творческой деятельности большей частью желаний родителей, воспитателей и педагогов, а не своих собственных.
*Постоянные стрессы от участия в конкурсах и соревнованиях, давлеющих над такими детьми независимо от их желания, ради оправдания родительских и педагогических ожиданий
*Стремление «угодить» таким ожиданиям, вопреки своим потребностям в данный момент.
*Потеря интереса к той деятельности, где проявляется одаренность ребенка.
*Падение планки собственных достижений.
*Разочарование в самом себе.
*Снижение самооценки.
*Парадоксальная реакция на стимулирование одаренности в виде различных невротических реакций и психосоматических заболеваний.
*Парадоксальная реакция на целенаправленное развитие фантазии ребенка, которая может иметь не только творческое, но и невротическое начало.
*Лишение возможности накапливания ребенком своего познавательного опыта.
Внимательно изучая эти причины, видно, что если бы взрослые, окружающие ребенка, имели хотя бы малейшее представление об этом кризисе, они бы совсем по-другом использовали возможности таких детей, заземляя свои заоблачные родительские и педагогические ожидания, не заботясь о том, справится ли с ними дошкольник или же школьник.
КРИЗИС ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ
Причины снижения интеллектуальной активности ребенка:
*Перегрузка ребенка знаниями, развивающими интеллект, в ущерб другим сторонам его личности.
*Снижение интеллектуальной активности.
*Несоответствие физического и эмоционального развития ребенка развитию его интеллектуальных способностей.
*Обучение в специальных группах для одаренных детей, школах или классах, тормозящее другие познавательные возможности ребенка.
*Своеобразная изоляция ребенка лишь в сфере своей одаренности.
*Игнорирование взрослыми факта, что одаренность — одна из сторон личности ребенка, а не личность в целом.
*Ошибки в диагностике интеллектуальной одаренности ребенка (принятие психологической защиты ребенка в виде «умствования» за интеллектуальную одаренность).
И вновь, разбираясь в причинах этого кризиса одаренности, убеждаешься снова, что если бы взрослые, учитывали бы их, то многих ошибок можно было бы избежать
КРИЗИС МОТИВА ДОСТИЖЕНИЙ.
Причины потери интереса к процессу и результатам своего труда:
*Раннее развитие рефлексии у одаренных детей.
*Появление негативного «образа Я» в результате рефлексии, когда личностная рефлексия доминирует над интеллектуальной, связанной с осознанием своего интеллекта
(интеллектуальная рефлексия связана с осознанием своих интеллектуальных качеств, проявляется на уровне интеллектуального контроля; личностная рефлексия — связана с развитием личности ребенка, формирование которой часто вступает в противоречивые отношения с одаренностью ребенка).
*Умение видеть и оценивать со стороны свои высказывания и поступки, не всегда отвечающие ожиданиям значимым для ребенка взрослым.
*Ощущение непонимания его ими.
*Постоянное сравнение себя со своими ровесниками, вызывающее не чувство превосходства, а чувство неполноценности, постепенно переходящее в комплекс неполноценности ребенка типа « я хуже других».
*Осознание ребенком большой разницы между своими интеллектуальными и физическими возможностями, приводящее к ощущению несоответствия между «собой и собой».
*Особенности саморегуляции одаренности ребенка, в которой интеллектуальная рефлексия расценивается как фактор положительной обратной связи, а личностная рефлексия — как фактор отрицательной обратной связи.
*Нежелание соответствовать эталонам взрослых и вырабатывать свои собственные эталоны.
И в этом кризисе одаренности довольно часто повинны взрослые, окружающие ребенка, среди которых и воспитатели детских садов. А чтобы этого не случалось и чтобы кризисы одаренности миновали талантливых детей, родители и воспитатели должны сделать все возможное от них, чтобы такой ребеноr не страдал бы от чувства неполноценности и заниженной самооценки, угрожающих ему в атмосфере непонимания и отсутствия помощи в критические моменты его жизни.
В условиях детского сада воспитатели должны выявлять, а не заглушать одаренность дошкольника.
|