К основным семейным причинам появления чувства и комплекса неполноценности можно отнести следующие:
нежеланная беременность, нелюбимый ребёнок;
высокие родительские ожидания;
несоответствие требований родителей возможностям ребёнка;
раннее развитие ребёнка, к которому он ещё не готов;
передача своего комплекса неполноценности по наследству ребёнку ( застенчивый ребёнок подражает застенчивым родителям);
осуждение ошибок ребёнка, насмешки над его промахами (в результате чего дети боятся сделать что-то не так);
страх наказание за своё несоответствие ожиданиям родителей, промахи и ошибки;
приклеивание негативных ярлыков ребёнку членами его семьи, например, «тупица»;
рождение других детей в семье, из-за которых ребёнку перестают уделять внимание, и он ощущает себя никому не нужным;
сравнение друг с другом детей в семье в пользу одного из них, наиболее «комфортного» или талантливого по мнению родителей;
гиперопёка ребёнка, заслоняющая от него реальный мир;
физические дефекты у ребёнка, врождённые или приобретённые, настоящие или мнимые;
стыд за социальное положение семьи, поношенную одежду и невозможность осуществления своих минимальных желаний, связанных с покупкой самого необходимого для жизни ребёнка;
чувство вины в связи с разводом родителей;
появление в семье отчима или мачехи;
зависть к более обеспеченным знакомым детям;
ощущение своей неполноценности по сравнению с возможностями взрослых людей…( альфа и омега комплекса неполноценности по Альфреду Адлеру).
Этот список можно продолжить, детализируя каждый из вышеописанных пунктов. Однако, самое главное, что ребёнок, по той или иной причине, ощущает себя ущербным в своей семье и стыдится своей ущербности или дефекта.
Но дефекты бывают как истинные, так и мнимые. Мнимые - придумываем мы сами, сравнивая себя с другими. Ну, а детям же чаще всего мы их просто внушаем, разряжая свои негативные эмоции на ребёнке. И внушают в семье их не только родители, но и бабушки с дедушками, тёти и дяди, братья, сёстры…
А когда ваш ребёнок пойдёт в детский сад этот список продолжат его воспитатели и ровесники.
В школе – целая армия таких внушителей: педагоги по разным предметам, завучи и директор, одноклассники, старшеклассники…И ребёнок невольно уже начинает верить даже во мнимый дефект. А такой дефект ему внушают сегодня всевозможные средства прогресса вплоть до видеоигр.
Например, недавно в одной из великобританских газет было опубликовано сообщение о том, как популярное сегодня у детей и взрослых приложение Wii Fit сообщило 10-летней англичанке о том, что её индекс массы свидетельствует об ожирении, хотя никакого ожирения у девочки не было. Но, тем не менее, родители с большим трудом переубедили её в этом, потому что мнение консоли оказалось достаточно значимым для ребёнка.
А представителям Nintendo даже пришлось извиниться перед покупателями за подобную ошибку, способную привести девочку к другой крайности – полному отказу от еды и появлению нервной анорексии, которая до сих пор не всегда подаётся лечению.
|