НЕ ЗАБУДЬТЕ ЗАКАЗАТЬ НОВУЮ КНИГУ АЛЛЫ БАРКАН
" ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О СЕМЕЙНОЙ ЭМИГРАЦИИ С ОБРАТНЫМ БИЛЕТОМ. РУССКОЯЗЫЧНЫЙ - ДВУЯЗЫЧНЫЙ РЕБЁНОК"
ПО АДРЕСУ unionrod2010@yandex.ru ИЛИ В РАЗДЕЛЕ ЭТОГО САЙТА "ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ". КНИГА ЕСТЬ ТОЛЬКО У НАС. АНОНС НА КНИГУ НА ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЕ САЙТА.
АГРЕССИВНЫЙ РЕБЁНОК
Агрессивность современных детей увеличивается чуть ли не в геометрической прогрессии, сетует большинство ученых, занимающихся этой проблемой. И во всем этом виноваты средства массовой информации и достижения прогресса, вторят им остальные. Это все результат увиденного детьми насилия в их любимых телевизионных передачах, где монстры уже стали заменять ребенку эльфов, очевидно, думают про себя взрослые, не вступающие в эти дискуссии.
Если б только один телевизор, а компьютер, а видеоигры, бесконечная киберагрессия... уже мнение «правых» и «левых». Ну а как тогда с геном агрессии? — вмешиваются снова ученые.
И действительно, как? Неужели такой ген нашли? Неужели ли он существует? Существует. Нашли. По мнению ученых, склонность к агрессии у людей тесно связана с одним из двух вариантов гена, который кодирует рецепторы серотонина типа 2а.
Однако помимо генетической причины исследователи считают также, что на агрессивность людей немаловажное влияние оказывает и ряд других факторов, среди которых немаловажную роль отводится также социальным факторам и особенностями воспитания детей. В то же время, по мнению знаменитого нобелевского лауреата Конрада Лоренца, агрессивность — это самый могущественный врожденный инстинкт человека Одним из проявлений агрессивности у детей является гнев, в свою очередь приводящий к физической и вербальной агрессии.
Изучая влияние агрессивного поведения родителей на поведение ребенка, ученые обнаружили, что у агрессивных родителей — агрессивные дети. Короче говоря, гнев равен гневу, агрессия равна агрессии. Агрессия провоцирует агрессию. Агрессия — это борьба за выживание.
Благодаря агрессии Ваш ребенок, как и Вы сами, надеется изменить не удовлетворяющее его на сегодня положение вещей. Агрессия — это протест ребенка, попытка обратить на себя Ваше внимание для удовлетворения насущной потребности. Она бывает трех видов: физическая агрессия, вербальная агрессия и косвенная агрессия.
Родителей больше всего, безусловно, волнует физическая агрессия. Физическая агрессия — это нападение, нападение ребенка на детей младше себя, своих ровесников и даже старше себя, а иногда и собственных родителей. Физическая агрессия — это, образно говоря, «удар плюс удар = драка».
Причем Ваш разъяренный ребенок, как будто бы находясь сам в ударе, заставляет находиться под ударом других. Как правило, физическая агрессия служит не только способом снятия высокого нервно-эмоционального напряжения ребенка, зависящего от очень многих причин, но и дает возможность привлечь к себе, хотя б этим, внимание собственных родителей. А ради внимания, дефицит которого испытываешь постоянно, можно выглядеть в глазах взрослых и разбойником, и дикарем, и несносным мальчишкой и к тому же свести счеты с ненужными братьями или сестрами, раздражавшими тебя детьми.
Иначе говоря, благодаря физической агрессии ребенок восстанавливает справедливость кулаками. «Свести счеты» возможно и с помощью вербальной (словесной) агрессии, причем эта агрессия может причинять боль посильнее физической. Боль от слов с негативной энергией, обижающих и унижающих, раздражающих, злящих, ну а главное, несправедливых.
Правда, эта агрессия требует от ребенка хоть какого-то элементарного развития речи и еще наблюдений, что какое-то слово, сочетание слов могут вывести всех из себя, так же как кулаки и удары. И пассивный словарь у детей расширяется за счет впитываемых от тех, с кем общается и кому подражает, бранных слов, оскорблений, угроз. Впитывая такие слова, Ваш ребенок понимает, что так просто сказать их нельзя. Что экспрессия их — для «десерта», в них особая кислая «сладость».
Крик, визг, шум, бесконечные ссоры, ярлыки и дразнилки, нецензурная ругань и даже проклятия появляются вдруг в арсенале детей, к сожалению, лишь как итог подражания, подражания в основном нам. Да, мы часто не замечаем, как стереотипно пользуемся словесной агрессией при различных обстоятельствах, по поводу и без повода, ради красного словца, ради выплескивания эмоций или же просто по инерции
Цель вербальной агрессии — выплеснуть напряжение, досадить и привлечь к себе как-то внимание, хотя б произведенным эффектом от запретного слова или выражения.
И наконец — косвенная агрессия. Этот своеобразный тип агрессии отличается от двух предыдущих тем, что ребенок не набрасывается, сжав кулаки, на обидчика и не выплескивает на него накопившееся раздражение потоком бранных слов, а делает то же самое окольными, а вернее, коллатеральными путями.
Так что же это за побочные пути? Ребенок не просто оскорбляет ровесника, а разносит по всему свету непроверенные, оскорбительные сплетни и слухи о нем. Ребенок не просто дерется с кем-то, а взрывается вдруг без причины — кричит и швыряет все то, что попало под руку, неизвестно куда и зачем.
Может топать ногами и бить кулаками об стол и об стенку, может что-то ломать и крушить, разрушая, хотя «это» совсем не виновато. Виноваты другие, но недосягаемые для него почему-то в данный момент те, к которым так трудно приблизиться в силу ряда серьезных причин.
И он «ярость» свою «переносит» с них на тех, кто не сможет ему дать отпор, на тех, кто без вины виноваты. А родители в ужасе — что случилось с ребенком — рвет все книги, ломает игрушки, делает все специально, назло. Может быть, требуется ему психиатр? Почему он вдруг стал агрессивным? Не ругается и не дерется, а агрессии — через край. Да, действительно, через край, и не только при косвенных ее проявлениях...
Дети словно бы нафаршированы ей. И, прекрасно все чувствуя, зная, что она под запретом, ребенок вместе с ней наполняется чувством вины. Ну а чувство вины — это, собственно говоря, тоже нечто в виде агрессии, это — своеобразная самоагрессия в виде гнева уже на себя.
Правда, выраженность чувства вины, как и само это чувство, тесно связано не только с личностными, но и с возрастными особенностями детей. А возрастные особенности часто и сами способствуют повышению истинной или мнимой агрессивности детей. Ну, взять хотя бы кризис ребенка трехлетнего возраста, когда, может быть, Вас впервые обеспокоила агрессивность Вашего малыша — не является ли она признаком психических отклонений у ребенка Наверное, однократные попытки агрессивного поведения встречаются у многих детей.
От Вас зависит, чтобы попытка не превратилась в закономерность.
В три года агрессивное поведение ребенка — это не чистая агрессивность, скорее, это разновидность реакции протеста против взрослых. В три года Ваш малыш способен атаковать обидчика не рассуждая, немедленно.
В четыре-пять ребенок, прежде чем лезть в драку, способен объясниться и выразить протест. Он контролирует уже эмоции и чувства, учитывая нормы окружающей среды. Теперь малыш способен агрессивность направить в игровую форму: он то солдат, стреляющий в противника, то вдруг милиционер, преследующий грабителя. Он понимает, что агрессивность причиняет боль другим, и весь свой гнев на близких взрослых и детей пытается перевести в игру.
В пять-шесть лет агрессивный характер поведения — уже как специфическая форма взаимоотношения ребенка с другими окружающими его людьми, особенно со сверстниками, свидетельствуя о нарушении социальных контактов с ними. Как фиксированная форма поведения, агрессивность закрепляется тогда, когда малыш не ощущает со стороны родителей ни нежности, ни любви и мечтает хоть каким-то способом привлечь внимание к себе.
Если Ваш ребенок агрессивен, лишний раз задумайтесь, действительно ли все благополучно у Вас в семье. Ведь даже жалобы ребенка на кого-то можно расценивать как агрессивную реакцию (косвенная вербальная агрессия). Так что любое ябедничество обычно — замаскированная агрессивность.
В последние годы появился такой термин, как пассивная агрессия, объединивший в своем названии, казалось бы, совершенно противоположные понятия. Ведь пассивный — это несопротивляющийся, а агрессия замешана на разных способах сопротивления.
Тем не менее пассивная агрессия — это иносказательная агрессия, напоминающая собой эзоповский язык. Однако, к сожалению, результатом пассивной агрессии может стать не только плохая успеваемость протестующего так талантливого ребенка, но и тяга детей к наркотикам или алкоголю.
Наивысшая форма пассивной агрессии — это самоагрессия, вплоть до самых тяжелых последствий ее. Обычно – это крик отчаянья и зов на помощь. Проявления пассивной агрессии у детей подросткового возраста, начиная с 11–12 лет и до 15, если эта агрессия не приносит вреда, можно нам расценить так же, как возрастную норму ребенка.
И если мы не вмешаемся в это явление, управляя им без негативных эмоций, то такая агрессия, скорее всего, окажется только временным явлением.
Если же это нас раздражает и нам хочется дать прикурить за все выходки собственным детям, то агрессия станет хронической и, сроднившись с подростком, пойдет с ним бок о бок и в его повзрослевшую жизнь, где продолжит ему ставить свои подножки.
В то же время если Вы, начиная с десятилетнего возраста ребенка, перестанете с ним выяснять отношения, объявляя то лодырем, то тунеядцем... если сможете так же сдержаться, увидав беспорядок в квартире... если сможете не реагировать на его эпатажную внешность, нежелание Вам подчиняться, то, скорее всего, возрастная агрессия, проявляющаяся такими симптомами, безвозвратно пройдет, не оставив следов даже для проведения вечера воспоминаний.
Агрессивность подростка на сегодняшний день — это важнейший фактор его самоутверждения и даже привлечения к своей персоне лиц противоположного пола, ведь для девочек она тоже своеобразный эталон смелости и мужественности такого избранника. Если Вам трудно самим разобраться, связана ли агрессивность Вашего ребенка только с возрастом или же он в самом деле становится агрессивным, воспользуйтесь приблизительной схемой наблюдения за детьми, выявляющей критерии агрессивности, разработанной американскими учеными М. Алворд и П. Бейкер.
КРИТЕРИИ АГРЕССИВНОСТИ
# Ребенок часто теряет контроль над собой.
# Ребенок часто спорит, ругается со взрослыми.
# Ребенок часто отказывается выполнять правила.
# Ребенок часто специально раздражает людей.
# Ребенок часто винит других в своих ошибках.
# Ребенок часто сердится и отказывается сделать что-либо.
# Ребенок часто завистлив, мстителен.
# Ребенок чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих его детей и взрослых, которые нередко раздражают его.
Постоянно наблюдая за своим ребенком и фиксируя у него те или иные устойчивые черты, соответствующие этим критериям, Вы сможете предположить, насколько агрессивен Ваш ребенок и агрессивен ли он вообще. Ведь, может быть, беспокоящие Вас у него признаки агрессии были связаны как с его возрастными особенностями, так и со специфичностью ситуации, в которой внезапно оказался он.
Досконально анализируйте каждый критерий. И только в том случае, если Вы убедитесь, что хотя бы четыре критерия из восьми не менее полугода устойчивы у ребенка и проявляются в неадекватных ситуациях, можно предположить, что он становится агрессивным.
КАК ЖЕЛАТЕЛЬНО вести себя родителям с агрессивным ребенком
# Первым делом нащупать все болевые точки в семье.
# Нормализовать семейные отношения. Ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов.
# Пересмотреть стиль воспитания ребенка. Придерживаться одного стиля воспитания всем членам семьи.
# Не злоупотреблять своими бесконечными «нельзя», «не надо», препятствующими развитию детей.
# Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких ребенку людей, помня, что малыш, подражая, видит все.
# Не применять никакие формы физического наказания по отношению к ребенку, вплоть до шлепков. Доказано, что чем более жестоко наказываете Вы своего ребенка в семье, тем более жесток он по отношению к окружающим.
# Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками, чтобы он не чувствовал себя отверженным родителями.
# Что-то требуя от ребенка, учитывать возможности его, а не то, как Вам хотелось бы это видеть.
# Попытаться погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
# Научить выплескивать свой гнев приемлемыми для его возраста способами (рисованием обидчика не в самом лучшем виде, придумыванием прозвищ и т. д.), переводя физическую агрессию в вербальную, чтобы уменьшить нервно-психическое напряжение ребенка.
Родители должны усвоить, что, обучая своего ребенка все время подавлять свой гнев и делая его «удобным» для всех вокруг и для себя, они заставят рано или поздно расплачиваться за все это малыша различными психосоматическими расстройствами от псориаза и мигрени до язвы желудка и гипертонии.
Но в то же время гнев — естественная реакция нашего организма, присущая всем нам эмоция, знакомое всем чувство, и «ликвидировать» его совсем, да еще раз и навсегда, нельзя.
Поэтому желательно учить ребенка освобождаться от него более или менее приемлемыми для наших социальных норм способами, используя даже придуманные японцами куклы для битья.
# Вместе с разгневанным ребенком можно вылепить обидчика из пластилина, закопать его в песке или залить водой.
# Ребенку можно разрешить закрыть дверь в комнате и кричать в ней все то, что придет на ум.
# С ребенком можно сочинить сказку, в которой появится возможность выплеснуть ему свои негативные эмоции.
# Разгневанного малыша можно заставить разрядиться какой-нибудь физической нагрузкой: от игры в мяч до соревнований в беге.
# И даже в таких случаях игра мальчишек с игрушечными пистолетами оправдана и допустима, хотя на этот способ разрядки напряжения до сих пор нет единых взглядов у психологов.
# Вам надо дать понять ребенку, что он любим, даже когда в семье вдруг появился новорожденный, и постараться привлечь его к уходу за младенцем, подчеркивая, как маленькие сестричка или братик нуждаются в нем.
# Когда причиной агрессивности ребенка является соперничество детей в семье и Ваш малыш все время вспыхивает будто спичка, лучше всего его вовлечь в игру, в которой предоставить ему роль следящего за поведением других — сестер и братьев. Подобным способом возможно предотвратить его драчливость.
# При драчливости ребенка главное — не разъяснить, а предотвратить удар.
# Научить его общению со сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в детский сад. # Ребенок должен понять, что можно контролировать свои эмоции и их негативные импульсы, что последствия его агрессивности не приемлемы в обществе, где он живет.
# Научить сочувствию другим людям.
# Помнить, что и слово может ранить малыша.
$ Понимать ребенка!
КАК НЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО вести себя родителям с агрессивным ребенком
# Постоянно внушать ему, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку у малыша и затрудняет его общение с внешним миром.
# Негибкими воспитательными мероприятиями загонять ребенка в угол, ожесточая его.
# Использовать агрессивные методы воспитания и наказания (шлепки, угол, ремень). Не забывайте, что агрессивность — это следствие враждебности, а воспитательные мероприятия — не орудия сражения.
# На глазах ребенка мучить домашних животных.
# Не обучать навыкам выплескивания гнева неагрессивными способами.
# Учить подавлять свой гнев, загоняя его вовнутрь.
# Преднамеренно разжигать романтические чувства к одному из родителей.
# Все время подчеркивать и напоминать, что новорожденный лучше его.
# Содействовать соперничеству между детьми в семье.
# Культивировать вражду между ним и сверстниками.
# Оскорблять достоинство малыша грубыми словами.
# Не любить его или любить только «оценочной» любовью.
# Помнить, что безэмоциональность родителей, безразличие их по отношению к своему ребенку стимулирует агрессивность детей.
# Когда нет видимых причин для агрессии малыша, обратитесь к психологу и психоневрологу.
Ситуация для родителей
Четырехлетний Дима очень любит телевизор и может целыми часами вместе с папой смотреть любые кинофильмы, где совершаются насилия и грабежи. Но мама почему-то недовольна этим и постоянно запрещает папе включать такие передачи.
А Диме непонятно, почему. И он, как папа, обижается на маму и даже вчера вечером, шутя, навел внезапно на нее вдруг дуло пистолета, который папа купил ему в «Детском мире».
Но вместо того, чтобы понять шутку, мама Димы выхватила пистолет из его рук и выбросила в мусоропровод.
А папа ей доказывал, под громкие рыдания ребенка, что это — издевательство над сыном, что мальчики не могут вырасти без пистолетов, насилие — у них в крови. И это главное, что отличает настоящего мужчину.
<> Что бы предприняли Вы в подобной ситуации?
НЕ ЗАБУДЬТЕ ЗАКАЗАТЬ НОВУЮ КНИГУ АЛЛЫ БАРКАН "ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О СЕМЕЙНОЙ ЭМИГРАЦИИ С ОБРАТНЫМ БИЛЕТОМ. РУССКОЯЗЫЧНЫЙ - ДВУЯЗЫЧНЫЙ РЕБЁНОК" по АДРЕСУunionrod2010@yandex.ru ИЛИ ЧЕРЕЗ РАЗДЕЛ ЭТОГО САЙТА " ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ". КНИГА ЕСТЬ ТОЛЬКО У НАС. АНОНС НА КНИГУ НА ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЕ САЙТА.
|