Третий круглый стол
О РАБОТЕ 3 МЕЖДУНАРОДНОГО КРУГЛОГО СТОЛА " РУССКОЯЗЫЧНЫЕ ДЕТИ 21 ВЕКА. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИММИГРАЦИИ. СОХРАНЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ. ДВУЯЗЫЧИЕ И МНОГОЯЗЫЧИЕ.
Мальта, сентябрь 2014 года
Миниатюрное средиземноморско
В пределах одной статьи практически невозможно дать обзор всех выступлений, всех затронутых тем. Не ставя под сомнение актуальность ни одной из них, все же остановимся лишь на нескольких крупных блоках вопросов, поднятых на Круглом столе.
Проблемы детей «третьей культуры». Что это за феномен? Как подчеркивала в своем выступлении, открывшем работу Круглого стола, его бессменный руководитель, президент Международного союза «Мир», профессор Алла Баркан (Австрия), это дети, которые часть своей жизни провели не на родине родителей, дети которые не тяготеют ни к культуре страны нынешнего пребывания, ни к родительской культуре. Их образ жизни формируется чередой разных городов и стран, сменой разных социумов, разных культур. В известном смысле они - заложники образа жизни родителей, дети глобализационных процессов, происходящих на планете. Этот ребенок счастлив и одновременно несчастлив – от неизбежных проблем с обретением друзей (так называемый «процесс горевания») и одновременного легкого освоения в новом сообществе. Разочарования и победы такого подростка происходят на фоне кризиса идентичности: зачастую он не знает, откуда он родом.
Насколько толерантны эти дети, насколько высока степень их адаптивности, до какой степени они – «дети мира», обладающие широким взглядом на окружающую действительность
Посвятив работу первого дня теме «Одаренный ребенок», участники Круглого стола размышляли над еще одним новым термином, применимым к ребенку ХХ1 столетия – «клиповое мышление». Что это такое? Какую информацию современный ребенок получает в течение дня? Команда преподавателей Московского государственного педагогического университета им. М.А. Шолохова (а на Круглый стол приехала почти вся кафедра начального образования и педагогических технологий, которую возглавляет заслуженный деятель науки РФ, профессор Т. Комарова) посвятила этим вопросам ряд выступлений. |
Первый день, посвященный теме «Одаренный ребенок», тем не менее, не завершился выступлением детей. Скорее, как заметил Заслуженный артист РФ, режиссер, драматург и писатель Валерий Иванов-Таганский
«Одаренный ребенок» - это еще и самостоятельная федеральная программа, с рассказом о которой выступила эксперт программ ЮНЕСКО «Информация для всех» Ирина Комарова (Россия). Этой же теме был посвящен ряд докладов и выступлений, например, таких, как «Обогащение музыкальных впечатлений детей» (Наталья Губанова, Россия), «Реализация сетевой модели построения дистанционного центра по лингвистическому сопровождению одаренных детей» (Наталья Дутко, Россия) или «Развитие речи детей-дошкольник
«Одаренный ребенок – подвела итоги дискуссии первого дня работы Круглого стола его руководитель, профессор Алла Баркан – наиболее уязвимая категория детей, остро эмоционально реагирующая на интонацию преподавателя». На примерах из собственной практики они продемонстрирова
* * *
Презентации, медиа-блоки, мини мастер-классы, театральные постановки, научные доклады и сообщения – далеко не полный перечень форм работы по проблематике Круглого стола. Так, второй день был объявлен Европейским днем языков. И многие из докладов были посвящены русскому языку как самому распространенном
Подобная тематика вызвала живую дискуссию, в которой приняли участие гости из Австрии, Англии, Бельгии, Германии, Ирландии, Испании, Мальты, Нигерии, Словении, Украины Франции, Швеции и Шотландии. Говорили и спорили об основных потребностях и ценностях русскоязычных детей в русскоязычных и смешанных семьях, об особенностях обучения и воспитания детей, проживающих на только в Европе, но и на других континентах - в Америке, Азии, Африке. Оксана Гули (Англия), Светлана Игори (Нигерия), Елена Рудь и Наталья Карпицкая (Испания) Татьяна Островская (Австрия) с завидным увлечением и энтузиазмом рассказывали о своих русских и интернациональны
На своем мини-мастер-клас
С неподдельным интересом было заслушано выступление «хозяев», гостеприимно принимавших участников Круглого стола в Российском центре науки и культуры (РЦНК) Анастасия Лесникова, председатель Координационного совета Ассамблеи Российских Соотечественнико
Завершался второй день работой секции «Литература для детей» и ставшей уже традиционной презентацией российским издательством «Ювента» образовательных программ для детей-билингвов «Разноцветная планета». Ее провели главный редактор издательства Юрий Веслинский и руководитель методической службы издательства Елена Рижская. Яркие, умные издания, привлекательно нарядные, они содержат в себе богатый методический материал, разработанный профессионалами высокого класса и уже успешно апробированный многими организациями соотечественнико
* * *
Заключительный день работы Круглого стола проводился на площадке Образовательного центра «Радуга» (Мальта) под девизом «Дети ХХ1 века, нуждающиеся в особом подходе учителей и родителей». Но сначала об опыте работы этого центра рассказала его директор, Любовь Мельчина (Мальта). Затем участникам Круглого стола был показан фрагмент спектакля «Аленький цветочек» и выступление танцевального коллектива образовательного центра «Радуга». Немного волновавшихся юных актеров дружно поддерживала аудитория гостей и младших, бурно выражавших восторг от красивых ярких костюмов и веселой игры старших братьев и сестер.
Большой резонанс получило выступление Ксении Белой (Россия), рассказавшей об особенностях обучения и воспитания детей дошкольного возраста в московских детских садах и семьях. Семейный детский сад – новое социально-воспит
Тему детей ХХ1 века, нуждающихся в особом подходе учителей и родителей, продолжили доклады, посвященные формированию предпосылок универсальных учебных действий у билингвальных детей с дефицитом внимания и гиперактивностью (Ирина Гусева, Россия) и оптимизации обучения и развития детей с ММД (Ольга Богданович, Ирландия). Их серьезные разработки – пусть и конспективно изложенные за неимением времени – вызвали неподдельный интерес и столь же серьезную дискуссию.
* * *
И все эти рабочие дни, информационно насыщенные и интеллектуально напряженные, с неизбежным нарушением графика работы, не лимитируемыми выступлениями, стихийно возникавшими дискуссиями и спорами, проходили в теплой и дружеской атмосфере, в ауре добра. Все, участвовавшие в работе Круглого стола, теми или иными способами, словами, действиями демонстрировали свое искреннее желание добра и счастья детям. Представленные в эти дни фундаментальные разработки и дифференцированн
Много теплых слов было высказано участниками Круглого стола в адрес Анастасии Лесниковой, организатора, заботливой и хлопотливой «мальтийской хозяйки», Ирины Морозовой, которая «отвечала» за группу педагогов-москви
А теперь взгляните на наше коллективное Фото. Мы не просто позируем. Мы поем! Исполняем Гимн Родителей, музыку к которому специально для этого случая написала разносторонне одаренная русская швейцарка, Жоэлле Нагер, а спели, записали и прислали гимн на Круглый стол уже две сестры - Жоэлле и Жаклин Нагер.
* * *
Не правда ли, знаменательно, что именно на Мальте, в государстве-колы
ГИМН РОДИТЕЛЕЙ
Слова А. Баркан
Музыка Жоэлле Нагер
СКОЛЬКО НАС НА БЕЛОМ СВЕТЕ!
НАС НАЙДЕШЬ В ЛЮБОЙ СТРАНЕ,
ТАМ, ГДЕ РАДУЮТСЯ ДЕТИ,
МИРУ, СОЛНЦУ И ВЕСНЕ!
ТАМ, ГДЕ МАЛЕНЬКИЕ ПРИНЦЫ,
НЕ ЖИВУТ БЕЗ СВОИХ РОЗ.
ТАМ, ГДЕ ДЕТСКИЕ ГОСТИНЦЫ,
ИЗ ВОЛШЕБНЫХ ЗВЕЗДНЫХ ГРЕЗ.
ТАМ, ГДЕ ЮНЫЕ АСОЛИ...
МИР ИЗ АЛЫХ ПАРУСОВ.
БЛАГОРОДНЫЕ ЛИШЬ ТРОЛЛИ...
ХОР ИЗ ДЕТСКИХ ГОЛОСОВ.
ТАМ, ГДЕ СЕДЬМОЙ ВАЛЬС ШОПЕНА,
В РИТМЕ СЕРДЦА ВЗРОСЛЫХ ВСЕХ,
НЕТ ПРЕДАТЕЛЬСТВ И ИЗМЕНЫ,
А ЗВЕНИТ ЛИШЬ ДЕТСКИЙ СМЕХ!
ТАМ, ГДЕ ЖИЗНЬ БЕЗ УКОРОВ,
МНОГО МИЛЫХ КАПРИЗУЛЬ,
ШАЛУНИШЕК — ФАНТАЗЕРОВ,
И ДЕВЧУШЕК — ВООБРОЖУЛЬ...
ТАМ, ГДЕ БАЛОВСТВО НА ТРОНАХ,
ГДЕ ПРОКАЗЫ ВНОВЬ И ВНОВЬ,
ТАМ, ГДЕ ДЕТИ ВСЕ - В КОРОНАХ,
ТАМ — ГДЕ ЦАРСТВУЕТ ЛЮБОВЬ!
* * *
КТО ЖЕ, КТО ЖЕ, ВЫ ТАКИЕ?
ДЛЯ ВАС САМЫЕ РОДНЫЕ!
ДЕТСТВА ВАШЕГО ХРАНИТЕЛИ,
ПОТОМУ ЧТО МЫ — РОДИТЕЛИ.
НЕ КАКИЕ- ТО ТАМ ДАМЫ...
А ВЛЮБЛЕННЫЕ В ВАС МАМЫ,
И НЕ ПРОСТО МУДРЕЦЫ...
ЛЮБЯЩИЕ ВАС ОТЦЫ.
ВЫ - ЗЕМНЫЕ НЕБОЖИТЕЛИ?
МЫ — СЧАСТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ!
АЛЛА БАРКАН.
Материал подготовила Наталия Крылова
ГИМН РОДИТЕЛЕЙ
Слова А. Баркан
Музыка Жоэлле Нагер
СКОЛЬКО НАС НА БЕЛОМ СВЕТЕ!
НАС НАЙДЕШЬ В ЛЮБОЙ СТРАНЕ,
ТАМ, ГДЕ РАДУЮТСЯ ДЕТИ,
МИРУ, СОЛНЦУ И ВЕСНЕ!
ТАМ, ГДЕ МАЛЕНЬКИЕ ПРИНЦЫ,
НЕ ЖИВУТ БЕЗ СВОИХ РОЗ.
ТАМ, ГДЕ ДЕТСКИЕ ГОСТИНЦЫ,
ИЗ ВОЛШЕБНЫХ ЗВЕЗДНЫХ ГРЕЗ.
ТАМ, ГДЕ ЮНЫЕ АСОЛИ...
МИР ИЗ АЛЫХ ПАРУСОВ.
БЛАГОРОДНЫЕ ЛИШЬ ТРОЛЛИ...
ХОР ИЗ ДЕТСКИХ ГОЛОСОВ.
ТАМ, ГДЕ СЕДЬМОЙ ВАЛЬС ШОПЕНА,
В РИТМЕ СЕРДЦА ВЗРОСЛЫХ ВСЕХ,
НЕТ ПРЕДАТЕЛЬСТВ И ИЗМЕНЫ,
А ЗВЕНИТ ЛИШЬ ДЕТСКИЙ СМЕХ!
ТАМ, ГДЕ ЖИЗНЬ БЕЗ УКОРОВ,
МНОГО МИЛЫХ КАПРИЗУЛЬ,
ШАЛУНИШЕК — ФАНТАЗЕРОВ,
И ДЕВЧУШЕК — ВООБРОЖУЛЬ...
ТАМ, ГДЕ БАЛОВСТВО НА ТРОНАХ,
ГДЕ ПРОКАЗЫ ВНОВЬ И ВНОВЬ,
ТАМ, ГДЕ ДЕТИ ВСЕ - В КОРОНАХ,
ТАМ — ГДЕ ЦАРСТВУЕТ ЛЮБОВЬ!
* * *
КТО ЖЕ, КТО ЖЕ, ВЫ ТАКИЕ?
ДЛЯ ВАС САМЫЕ РОДНЫЕ!
ДЕТСТВА ВАШЕГО ХРАНИТЕЛИ,
ПОТОМУ ЧТО МЫ — РОДИТЕЛИ.
НЕ КАКИЕ- ТО ТАМ ДАМЫ...
А ВЛЮБЛЕННЫЕ В ВАС МАМЫ,
И НЕ ПРОСТО МУДРЕЦЫ...
ЛЮБЯЩИЕ ВАС ОТЦЫ.
ВЫ - ЗЕМНЫЕ НЕБОЖИТЕЛИ?
МЫ — СЧАСТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ!
АЛЛА БАРКАН.
ПОЧЕМУ ВЫ ЭТОГО БЛАГОТВОРИТЕЛИ?
ПОТОМУ ЧТО МЫ СЧАСТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ.
НЕ КАКИЕ-ТО ТАМ ДАМЫ,
А ВЛЮБЛЕННЫЕ В ВАС МАМЫ.
И НЕ ПРОСТО МУДРЕЦА,
А ЛЮБЯЩИЕ ОТЦЫ.
ВЫ, НАВЕРНО, НЕБОЖИТЕЛИ?
НЕТ, ВЛЮБЛЕННЫЕ РОДИТЕЛИ.
Материал подготовила Наталия Крылова