Аутичный ребенок
Аутизм сегодня — это целый комплекс психических расстройств, характеризующихся в основном тем, что ребенок отстраняется от контактов с окружающей действительностью и живет в своем мире, в мире собственных переживаний. Причем многие дети уже в раннем возрасте так нестандартны, что, кроме всеобщего удивления, а порою и восхищения их совершенно фантастическими дарами, не вызывают у взрослых никаких других чувств. Или же поражают всех своей неприспособленностью и неполноценностью восприятия мира.
В последние годы происходит постоянная аутизация нашего общества, число аутистов прогрессивно растет, превращаясь в своеобразную «эпидемию». По данным научных исследований, только за последнее десятилетие прошлого века количество аутистов увеличилось почти в десять раз, причем в одной лишь Америке прирост таких людей за это же время составил 273%. Так что проблемы аутичных детей — это уже и проблемы XXI века.
В настоящее время известно четыре группы аутизма.
К первой группе относятся дети, полностью отрешенные от окружающей их действительности. Это самая тяжелая группа.
Вторая группа характеризуется тем, что входящие в нее дети постоянно отвергают происходящее, склонны к консерватизму и делают только то, что им нравится делать.
К третьей группе уже относятся дети, воспринимающие окружающий мир, однако собственные интересы для них гораздо важнее этого мира. Такие дети практически не приспособлены к жизни. Они постоянны в своих увлечениях какой-нибудь одной и той же деятельностью, не всегда понятной родителям.
А дети четвертой группы — это практически здоровые дети, о наличии синдрома аутизма у которых не догадываются как их собственные родители, так и педиатры, но со своими специфическими особенностями: очень чувствительные, ранимые и беззащитные, патологически зависимые от взрослых и слишком правильные. Собственно, детей третьей или четвертой группы имеем мы в виду, пытаясь рассуждать о странностях обычного ребенка.
Дети третьей и четвертой групп — это дети, принимаемые нами за обычных, правда, со своими не всегда приятными для нас «изюминками».
Что касается детей двух первых групп, там диагноз выставляется довольно рано и вся их дальнейшая судьба связана с лечением в больницах.
Заподозрить склонность ребенка к аутизму, за исключением самых легких случаев, можно уже в первые месяцы жизни младенца. У такого ребенка отсутствует комплекс «оживления на человеческое лицо». Он не умеет... улыбаться и не высказывает никаких эмоциональных реакций, когда с ним пытаются контактировать даже родители.
Если берешь такого младенца на руки, он просто безэмоционально повисает на тебе. Эти дети настолько слабо реагируют на слуховые и зрительные раздражители, что порой кажутся близким людям слепыми и глухими. При менее выраженных симптомах аутизма родителей чаще всего обычно начинает беспокоить то, что им не удается даже установить хотя бы контакт глаз со своим собственным ребёнком, что его невозможно часто им погладить, как будто близкие все ему люди для него чужие.
Аутичный ребенок нередко не совсем понимает, что вокруг, что помимо него есть другие. Он вообще ощущает наш мир по-другому, живя в собственном мире желаний и грез. Неконтактность детей объяснима постоянною жаждой контактов их с самими собой. Лучший друг для ребенка — он сам. И поэтому, даже играя с детьми, он играет по собственным правилам, ну а чаще всего параллельно со сверстниками. Так что и создать естественные человеческие коммуникативные связи ему конечно же не под силу.
И если в раннем возрасте это еще как-то может компенсироваться чем-то другим, то по мере взросления ребенка и поступления его в детские коллективы — сад и особенно в школу — неумение общаться со сверстниками и взрослыми людьми становится одной из самых существенных проблем в его жизни.
Такой ребенок, по последним данным, встречается один на тысячу детей, но с каждым годом эта цифра возрастает. Хотя обычно эти дети уже с рождения бывают «странными» детьми, родителей вдруг начинает беспокоить эта странность примерно к трем годам, идущая на убыль после шести лет. И только лишь тогда, когда ребенок с аутизмом имеет отставание в развитии, когда особенности речи его бросаются в глаза, врачи усиленно «футболят» его друг от друга, пока не встретится необходимый консультант.
Однако, есть ещё и психогенный аутизм, искусственно выращиваемый у своего ребёнка его любимыми мамой и папой. Родителям необходимо знать , что если им приходится на время расставаться вдруг со своими далеко не аутичными детьми, пускай даже из благих побуждений, отправив их к родным и близким или в детский сад... в больницу, в санаторий, в дом ребенка... лишая их на этот срок своей обычной ласки и любви, то дети могут начинать вести себя вне дома, практически почти что точно так же, как и при аутизме.
И этот психогенный аутизм возможно устранить только тогда, когда малыш недолго лишен обычных ласки и любви, а если долго — то подобный аутизм может закрепиться, и Ваш ребенок уже вряд ли будет отличаться от истинного аутичного ребенка Как правило, необыкновенная чувствительность аутичного ребенка заставляет его реагировать на то, на что мы практически не реагируем.
Из-за этого такой ребенок постоянно испытывает дискомфорт, совершенно непонятный родителям, а его врожденная неспособность устанавливать контакт с людьми посредством взгляда нас попросту раздражает.
Временами всем кажется, что живет он не с нами, а в каком-то своем параллельном с реальностью мире, до которого не достучаться...
Временами нам кажется, что он слишком упрямый... и специально выводит нас из себя... А он просто уходит от всех — сам в себя, где себя ощущает на равных с самим же собой.
Если говорить об аутичных подростках, то главной проблемой их является найти способ общения с другими детьми. Однако эту проблему им очень трудно решить из-за особенностей их некоммуникабельной коммуникации. Аутичный тинейджер привлекает внимание к себе средствами, раздражающими лишь его одноклассников.
Каковы истинные причины аутизма, до сих пор нет единого мнения. Скорее всего, их сразу несколько. В настоящее время существует и генетическая теория, опирающаяся на предположение о наличии генетической мутации в гене НОХА-1, регулирующем раннее развитие мозга.
Однако родителям прежде всего надо помнить и об одной из самых популярных теорий нашего времени – « теории эмоциональной холодности родителей», когда теплое общение с ребенком заменяют нам посиделки перед телевизором и компьютером.
И если даже генетические теории и более правомерны, эмоциональная холодность родителей всегда будет провокационным фактором в развитии этого синдрома, своеобразного зеркального отблеска этой эмоциональной холодности.
Говоря о косвенной причастности нашего компьютеризованного общества к развитию синдрома раннего аутизма, нельзя не отметить, что многие из аутичных детей как будто бы рождены для работы на компьютере, имея прекрасные способности к программированию.
КАК ЖЕЛАТЕЛЬНО вести себя родителям с аутичным ребенком
# Ни в коем случае не допускать развития у своего здорового ребенка симптомов психогенного аутизма.
# Стараться вызвать у ребенка потребность эмоционального общения со всеми окружающими его взрослыми, детьми и научить испытывать большую радость от этого.
# Установить особый, теплый эмоциональный контакт с ним. (Родители аутичных детей, так же как и специалисты, обратили внимание, что, несмотря на затрудненность общения с внешним миром, аутичный ребенок с удовольствием смотрит мультфильм «Том-паровозик», в котором яркие тона главного персонажа и его ласковый голос на фоне проявления целой гаммы эмоций на «лице» воспринимаются им, вызывая и у него также эмоции. Теперь «Тома-паровозика», которого можно купить и в магазине игрушек, советуют использовать при реабилитации аутичного ребенка.)
# Дозировать свое общение с ребенком, чтобы ребенок от него не уставал.
# Не оставлять его наедине с самим собой, а привлекать к себе его внимание.
# Искать ему друзей.
# Внушать уверенность в себе.
# Пытаться научить его использовать свои способности.
# Не забывать, что механическая память еще не показатель интеллекта.
# Помочь усвоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.
# Заинтересовать игрой и научить играть его с игрушками и в ролевые игры.
# Искать пути, которые помогут развить речь ребенка, приблизив ее к возрастной. # Учить замене монологов диалогами. Свести до минимума число эхо-слов.
# Искать причины его страхов и ликвидировать их раз и навсегда.
# Подбадривать ребенка в те моменты, когда Вы чувствуете, что он испытывает страх.
# Придумывать с ним игры, где бы он торжествовал над страхом.
# Не говорить в присутствии ребенка о раздражающих Вас всех его поступках.
# Пытаться нивелировать агрессию, но в то же время не забыть про то, что именно она нередко — главный и единственный источник всех контактов аутичного ребенка с внешним миром, а также его средство обороны.
# Стараться даже самые начальные симптомы или признаки агрессии перевести в фрагмент игры, переключив внимание ребенка на другие действия.
# Не разрушать стереотипы, а опираться полностью на них, стремясь помочь ребенку, так как обычно лишь благодаря им Ваш малыш способен приспособиться к действительности.
# Использовать все ритуалы в нужном для Вас русле.
# Дозировать все новое в разумных для ребенка в данный момент пределах.
# Стремиться сделать свою деятельность с малышом целенаправленной и своевременной.
# Рассказать об особенностях Вашего ребенка при оформлении его в детский сад и школу.
# Помогать находить друзей в школе.
# Помогать налаживать контакты с учителями.
# Проконсультироваться со специалистами, и, безусловно, раньше всех, конечно, с психиатром.
# Записывать на специальные психотерапевтические тренинги для таких подростков, благодаря которым дети смогут приобрести навыки коммуникации и научиться преодолевать социальные трудности.
КАК НЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО вести себя родителям с аутичным ребенком
# Блокировать эмоциональный контакт с ним.
# Не уделять ему внимания и поощрять все время одиночество.
# Пустить развитие ребенка на самотек.
# Общаться с ним до полного его изнеможения.
# Насильно заставлять ребенка общаться с незнакомыми людьми.
# Критиковать за странности в его поведении.
# Все делать за него, не приучая к навыкам самообслуживания.
# Не приобщать к игре.
# Обрушивать лавиной на ребенка все новое и незнакомое ему.
# Смеяться над неправильным произношением или неправильным употреблением слов в речи и передразнивать все время малыша.
# Специально, преднамеренно пугать его.
# Способствовать агрессии.
# Подогревать агрессию и поощрять ее.
# Наказывать за ритуалы и стереотипы в поведении ребенка.
# Все время разрушать стереотипы, не опираясь на них при различных корригирующих мероприятиях.
# Не обращать внимания на странности ребенка, по поводу них не советуясь с врачом.
# Не помогать ребенку адаптироваться к саду и школе.
# Не защищать подростка от нападок учителей.
# Не записывать подростка на специальные тренинги, помогающие ему преодолевать социальные трудности.
Ситуация для родителей
Зная, что трехлетний Боря панически боится лифта, папа силой затянул ребенка в лифт. Мальчик начал вырываться и отчаянно кричать. Папа шлепнул его и нажал на кнопку лифта.
Боря судорожно вцепился в руку папы, нажимающую кнопку, и, повиснув на ней, начал зло ее кусать, мешая папе. Папа раздраженно вырвал руку и ударил Борю по лицу, угрожая почти потерявшему рассудок от нахлынувшего страха малышу словами: «Еще не хватало мне, чтобы мой сын кусал отца. Видите ли, он боится лифта. Я сейчас же выбью из тебя такую дурь. Теперь будешь ездить только в лифте...»
Как бы поступили Вы на месте папы мальчика?
|