Я люблю тебя, мой Шалунишка!
Cайт Аллы Баркан и Международного Союза родителей
Четверг, 2024-03-28, 6:33 PM

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Союз родителей
Мои статьи [106]

Категории раздела
Мои статьи [106]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 288

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

ЧЕГО БОЯТСЯ НАШИ ДЕТИ
 
ЧЕГО БОЯТСЯ НАШИ ДЕТИ.
 
 Страх рано или поздно испытывают все. Это фундаментальная эмоция человека. Причиной страха чаще всего у взрослых и детей бывает или присутствие чего-то угрожающего, или отсутствие того, что может обеспечить безопасность (для малыша чаще всего, конечно, безопасность обеспечивает мать). Страх – это подтверждение бессилия людей в каких-то ситуациях, обычно перед кем-то или чем-то. Чем меньше Ваш малыш, тем чаще причинами его страхов могут быть всевозможные впечатления, полученные им при помощи органов чувств: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, тактильные. 
  По мере роста ребёнка источником страхов становятся его воображение и рассудок. Причём, чем более развито воображение и более впечатлителен малыш, тем больше страхов будет испытывать он. Уже в семь месяцев впервые у ребенка, когда внезапно вдруг уходит мать, фиксируется страх — предтеча будущего страха одиночества. На восьмом месяцев жизни, младенец начинает бояться незнакомых людей, даже находясь на руках мамы. В этом же возрасте у малыша может появиться страх глубины во время обучения его плаванию в бассейне или купания в ванне. От года до двух лет у детей преобладают страхи перед прививками, причиняющими ребёнку боль. Страх боли перед медицинскими манипуляциями сопровождается страхом людей в белых халатах – врачей и медицинских сестёр.
  Некоторые дети бояться, когда родители их поднимают на руках, что свидетельствует о появлении у них страха высоты. В этом же возрасте ребёнка могут напугать резкие звуки, например, звук пылесоса. От двух до трёх лет помимо уже вышеперечисленных страхов, некоторые из которых начинают спадать, появляется страх связанный с воспитанием ребёнка – страх наказания родителями. Дети этого возраста, вынужденные путешествовать, могут бояться движущийся транспорт - от поездов до автомобилей, а также домашних и диких животных, начиная от злых собак, и кончая тиграми и львами в зоопарке. По мере взросления у ребёнка появляются страхи перед сказочными персонажами из книг и мультфильмов. В три года страхи перед сказочными персонажами усиливаются и учащаются. И все, что днем тревожило ребенка, находит отклик в его сновидениях.
  Малыш во сне испытывает страх. Все неприемлемые отношения наяву мерещатся ему в ночных кошмарах. Багаж ребенка к трем годам — услышанные сказки и мультфильмы. И эти сказки и мультфильмы ночью «оживают», не полностью, а в самых отрицательных вариантах. Когда ребенку часто снится Бармалей, то, вероятнее всего, отец не любит малыша, жестоко обращаясь с ним. Когда во сне приходит вдруг Баба-яга — то это отблеск конфликта с матерью. Отец как Бармалей, а мать — Баба-яга. На это только лишь способно воображение ребенка. А так как в результате кризиса упрямства в три года у детей конфликты неизбежны, то Ваш малыш как будто в западне. Днем, выясняя отношения, он слышит постоянные запреты, угрозы, крики, нарекания родителей, а ночью эти же родители опять преследуют его, но только в виде сказочных чудовищ. Малыш доверчив, легковерен. А если вправду вдруг Баба-яга пришла во сне, чтоб бросить его в печку? А если... не успеет он проснуться и убежать? А если... Наверное, лучше все-таки вообще не спать. И с этим связаны обычно трудности при засыпании ребенка.
  Страх перед сказочными персонажами-чудовищами ведет к боязни замкнутого пространства. Появись Баба-яга не в комнате, а где-то там... на просторе, в степи, ее не надо было бы и бояться. Во-первых, в степи нет печки, а во-вторых, она его не поймает. Другое дело, когда есть стены... Стена мешает бежать от опасности. Задумайтесь об этом мироощущении ребенка. И никогда, ни в коем случае, ни под каким предлогом не запирайте его, наказывая, одного в каком-то незнакомом помещении, особенно когда в нем тесно и темно.
  Да, да, не только тесно, но и темно. В три года все «малюсенькие», «маленькие» и «невеликие» страхи вдруг затмевает почти «глобальный» страх темноты. Причем чем более творчески воображает и фантазирует малыш днем, чем более образно познает окружающий мир во время игры, тем страшнее ему одному оставаться ночью в пустой и безлюдной комнате, переполненной различными предметами и вещами. Ведь вымысел для ребенка не противоречит реальности. А если вспомнить, что и в реальном мире предметы, вещи... и даже люди наделены чародейством и волшебством, так что же тогда происходит с ними ночью, в таинственной и загадочной темноте, со всеми ее шорохами и звуками... Скорее всего, она населена домовыми, а может быть, даже и колдунами. А если колдун злой? Отсюда и бесконечные просьбы о том, чтоб ночью не выключали в квартире свет, чтоб Вы его взяли к себе в кровать, или так часто раздражающие родителей отказы «упрямцев» на Ваше «немедленно иди спать». И если Вы не придадите этому никакого значения, то сами познаете, что такое бессонница, так как именно в такие периоды дети вскакивают с кровати, пугаясь ужасов и кошмаров.
  Обычно страхи усиливаются, когда родители, не учитывая особенности ребенка, перегружают его фантазию и воображение чтением книг или показом «страшных» кинофильмов для данного возраста. И сколько бы Вы потом ни доказывали и ни разъясняли ему, что волк не съел Красную Шапочку, она жива, что это сказка, и волк сказочный, и девочка сказочная, малыш не сможет понять все доводы, так как в его воображении все это — правда, на самом деле. И чтение одной из самых лучших детских сказок невольно может послужить толчком для страхов и невроза. Детские страхи — явление распространенное, и они могут быть по любому поводу. Особенно длительно эти страхи держатся после причинения ребенку боли, чаще всего при проведении лечебных или диагностических процедур.
  Дети боятся взятия крови, уколов. Иногда боль причиняется родителями умышленно, как воспитательное мероприятие. Однако еще ни одно физическое наказание не приводило к желаемому результату. Зато оно порождает страх и разрушает ростки доверия между родителями и ребенком. Еще одна причина страха у малыша — появление новорожденного в семье. И этот страх связан со страхом утраты своего былого, особенного положения единственного ребенка-первенца.
   В три года действенным толчком развития всей гаммы страхов у ребенка, как правило, бывает поступление его впервые в детский сад. Поэтому готовить к саду необходимо заблаговременно. Малыш растет, меняется палитра страхов. Используется весь багаж пережитого.
  Уже в четыре-пять лет ребенка настигает возрастной страх одиночества. Происхождение его нетрудно объяснить. Ведь дети в этом возрасте чувствительны все до предела к поддержке и защите взрослых и тянутся к родителям и близким всеми фибрами своей души. В шесть-семь лет достигает апогея страх смерти. Ребенок начинает вдруг осознавать, что смерть — естественное завершение всей жизни и рано или поздно это все-таки произойдет. Страх смерти — проявление инстинкта самосохранения. Ребенок тщательно скрывает этот страх. Однако о нем можно догадаться, когда дошкольник постоянно видит в своих снах пожары, бедствия, болезни — то есть все то, что угрожает его жизни и здоровью. Особенно боятся дети в этом возрасте укусов змей и операции, всего того, что может привести к смертельному исходу. Зато почти проходят страхи перед сказочными персонажами-чудовищами. Как может быть Кощей бессмертным, когда бессмертных не бывает? Чуть позже, после страха собственной смерти, появляется страх смерти своих родителей. Ребенок более реально начинает смотреть на жизнь и понимать, что взрослым осталось меньше жить. Как обойдется он без мамы и без папы? И эта мысль мучает его. Теперь он очень дорожит родителями и всеми способами пытается угодить им, но их «оценочная» любовь не всякий раз бывает удовлетворена, и вот, уже теряя веру в себя, ребенок начинает бояться стать «не тем», кем должен быть.
  У детей появляется страх несоответствия родительским ожиданиям. Довольно часто, не придавая этому никакого значения, родители внушают детям страхи угрозами и оскорблениями, как стрелы ранящими самолюбие ребенка. Но если в раннем возрасте словесный метод убеждения безрезультатен, то на дошкольника он действует по-иному, и наиболее эмоционально-чувствительные дети верят, что все угрозы их родителей способны реализоваться. А это — снова повод для страха. И эти поводы можно перечислять без конца: испуг, травмирующее обстоятельство, экстремальная ситуация... Как правило, причины страхов понятны взрослым. Но иногда пережитое ребенком событие незаметно для них и страх им кажется беспричинным.
  Однако даже высокий уровень тревожности у матери и страхи ее в детстве способны передаться малышу. И предпосылка этого — не генетическая обусловленность, а общая эмоциональная чувствительность у матери и ребенка. Известно, что страхи заразительны. Большинство сегодняшних страхов дошкольников приходит к детям из компьютерных видеоигр, а главное - из телевизора, где господствуют монстры и покемоны, не говоря уже о всевозможных привидениях и ужасных чудовищах. Вот и попробуй, перевари все это спокойно во сне.
  Шести – семилетние дети боятся пожаров, наводнений, грабителей, нападений, войны и даже болезней. В младшем школьном возрасте дети начинают бояться роботов, летающих тарелок, пришельцев с других планет, а также злых персонажей из современных компьютерных игр.
  У многих школьников появляются страхи, связанные с особенностью школьной жизни: страх вызова к доске, страх опоздания на уроки, страх перед тестами и контрольными, страх перед учителями, страх школьной дедовщины. Дети младшего и среднего школьного возраста начинают бояться различных примет - от чёрной кошки до числа 13.
   Пожалуй, страх является опаснейшей из всех эмоций, ведь испугаться можно даже до смерти. Но он не только зло. Он — как предупреждающий сигнал. А если вовремя предупредить, то можно вовремя и изменить... Поэтому приглядывайтесь и изменяйте... при этом помня, что для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх — естественные реакции познания окружающего мира, когда они эпизодичны и полностью не подчиняют воображение ребенка.
  Да, в самом деле, необходимо помнить, что страх — это своеобразный сигнал о внешней или внутренней опасности, угрожающей малышу. Ну а если опасность мнимая, а ребенок боится? Тогда это лишь лишний раз указывает нам на неблагополучие со стороны нервной системы ребенка. Когда Вы видите, что Ваш малыш бесстрашен и даже возрастные страхи несвойственны ему, проверьте, нет ли у ребенка задержки психического развития. Когда Вы видите, что страхи интенсивны и постоянно нарастают, влияя на характер и поведение ребенка, необходимо обратиться к специалисту, ведь эти страхи могут быть симптомами неврозов.
 
КАК ЖЕЛАТЕЛЬНО вести себя родителям с ребенком, испытывающим страх
 
# Первым делом выяснить причину страха и попытаться воздействовать на нее.
 
# При выборе воспитательных мероприятий учитывать, что страхи имеют непроизвольный и неосознанный характер.
 
 # Помнить, что малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения неэффективны.
 
# Ни в коем случае не наказывать ребенка. Если бы каждая мать, ругая его, могла представить, что ночью она превратится в Бабу-ягу, а каждый жестокий отец — в Бармалея, они бы воспитывали гораздо лояльнее своих детей.
 
# Ни в коем случае не запугивать малыша, и даже тогда, когда родители сами опасаются за его безопасность.
 
# Не напоминать ребенку о страхе. Не злоупотреблять чтением сказок, в которых есть зло, заметив, что малыш пугается этого зла. Не разжигать фантазию ребёнка всевозможными страшилками и агрессивными компьютерными играми с актами насилия.
 
# Обучать терпимости к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источникам страха (например, драчуна, которого ребенок боится, можно запугать ему самому, а не просто отступить перед ним).
 
# Когда малыш боится темноты и замкнутого пространства, зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним.
 
# Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть и любимая игрушка заснет в его кроватке.
 
# У более старших детей, в некоторых ситуациях, попытайтесь уменьшить страх при помощи стыда, хотя бы такой фразой: «Тебе должно быть стыдно, ты ведешь себя как маленький испуганный котенок».
 
# Постарайтесь проиграть пугающее малышей событие в специальной ролевой игре, где бы страшное показалось смешным или обыденным для повседневности. Например, ребенок боится собак, затейте с ним игру в пограничника, где он будет пограничником с любимой собакой, или пусть игрушечная собачка расскажет ему, что она думает о нем (как переживала, когда малыш убегал от нее, ей так хотелось иметь настоящего друга).
 
# Когда ребенок боится темноты, поиграйте с ним в темной комнате в разведчика, когда боится врача — в больницу. Главное — игра должна быть интересной, захватывающей, и конечным результатом ее должно быть убеждение ребенка в том, что страх его напрасный.
 
# Дайте ребенку карандаши, пусть он рисует свои страхи до тех пор, пока не освободится от них. Если же Ваш ребенок боится этих рисунков, предложите ему нарисовать рядом со «страхом» что-нибудь украшающее его. Например, пусть наряжает он монстра в свою любимую одежду, а темноту превратит в ночное небо, на котором появляются одна звезда за другой. Пусть малыш Ваш рисует и рисует, придумывая все новые и новые, захватывающие его варианты, до тех пор пока его негативное отношение к нарисованному не начнет угасать.
 
# Пусть ребенок вылепит свой страх из пластилина, а потом превратит вновь в обычный кусок пластилина, уничтожив им сделанное. А еще лучше из теста сделать нечто похожее на свой страх и съесть это все-все без остатка, во время еды внушая себе, что страх «съеден» и больше не существует.
 
# Придумывайте с ним сказки, в которых у главного персонажа были бы аналогичные проблемы с его страхом. Пытайтесь помочь этому персонажу вместе с ребенком, чтобы он победил свой страх, опираясь на его безграничную фантазию. Поймите, что если Ваш малыш сумел «нафантазировать» для себя свой страх, таким же способом он может и освободиться от этого страха, придумывая теперь уже совершенно другие и более подходящие для него версии.
 
# Прежде чем показывать ребенку новый мультфильм, постарайтесь познакомиться с его содержанием, ведь сейчас даже самые лучшие диснеевские фильмы переполнены агрессивными героями, внушающими маленьким детям страх.
 
# Словом, ищите свой способ преодоления страха у Вашего ребенка, учитывая его индивидуально-личностные особенности.
 
 # Главное, не принуждайте ребенка делать то, что он еще просто не в силах сделать.
 
# Если, помимо возрастных страхов, у Вашего малыша начинают появляются и другие страхи или же количество их постоянно нарастает и они не адекватны окружающей ребенка действительности, как уже говорилось выше, необходимо срочно обратиться к специалистам.
 
КАК НЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО вести себя родителям с ребенком, испытывающим страх
 
# Использовать методы запугивания и наказания в целях воспитания.
 
# Не обращать на страх ребенка никакого внимания и не пытаться помочь ему преодолеть его. Специально погружать малыша в травмирующую для него ситуацию, вынуждая «терпеть» страх и приспосабливаться к нему ( например, не разрешать включать настольную лампу в комнате, лёгшему спать ребёнку, боящемуся темноты и т.д.).
 
 # Перегружать фантазию и воображение малыша пугающими его сказками и историями.
 
# Разрешать смотреть без разбора всевозможные телевизионные передачи и играть в «страшные» компьютерные игры. Не обращать внимание на жалобы ребёнка на своих сверстников, преследующих его в школе и во дворе. # Передавать свой страх ребенку, заражая его им.
Категория: Мои статьи | Добавил: Barkan (2011-01-02) | Автор: алла
Просмотров: 2828 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Cчетчик Openstat

Друзья сайта
  • Бим-Бад Б.М. Педагогика
  • Образовательный портал «Внешкольник.ru»


  • Copyright A. Barkan © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz