Я люблю тебя, мой Шалунишка!
Cайт Аллы Баркан и Международного Союза родителей
Четверг, 2024-03-28, 4:43 PM

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Союз родителей
Мои статьи [106]

Категории раздела
Мои статьи [106]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 288

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

ЧТО МЕШАЕТ РЕБЁНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ДЕТСКОМУ САДУ

ЧТО  МЕШАЕТ  РЕБЁНКУ  АДАПТИРОВАТЬСЯ  К  ДЕТСКОМУ  САДУ. 
 
 Рано или поздно, но многие родители по тем или иным причинам пытаются отдать своего ребёнка в детское дошкольное учреждение, и даже тогда, когда имеется возможность , чтобы малыш их оставался дома.
Вот он ходит день, второй, неделю... Только почему-то Вы не рады, а скорее озабочены всем этим. Ваш малыш почти неузнаваем, словно подменили малыша. С ним все время что-то происходит. Только непонятно, что же, что...
 Стал вести себя как- будто совсем маленький. Почти разучился говорить. По любому поводу истерики, причем несколько часов подряд. Снова стали мокрыми штанишки. Ничего не ест и плохо спит. Да еще пуглив, как никогда. Он боится даже своей тени. И... не хочет ходить в детский сад.
Каждый день имеет отговорки. Упирается, когда насильно тащишь. Расстается с плачем, причитая, что его уже никто не любит, что он обещает быть хорошим, лишь бы рядом была его мама. Причитает так, что щемит сердце.
Да еще хватается за юбку и, моля, заглядывает Вам в глаза. Ваш малыш, который так еще недавно мучил Вас своими бесконечными «я сам», вмешиваясь во все взрослые дела и не давая Вам совсем покоя, позабыв про это, вновь мечтает об опеке и, «моля» о ней, все время просит Вас о помощи. Да... О помощи... Вы не ошиблись. Только для чего ему она? Ведь другие дети тоже ходят в садик. Многие пришли раньше его. Посмотрите, как они играют и смеются лишь над малышом.
Ну а он? Он до сих пор ни с кем не дружит, да и не желает подружиться. Воспитательницы жалуются на него. Целый день сидит один, не разговаривая даже с ними, весь нахохленный, как будто воробей, впившись взглядом во входную дверь. Только скрипнет дверь, и он уже к ней мчится с такой скоростью, как будто кто-то гонится за ним.
Постоит, увидит, что пришла не мама, и опять садится, снова ждет. В первый день его хоть как-то можно было отвлечь новыми игрушками, но теперь не действует и это. Он швыряет их, как будто они ему не нужны.
Да, с ребенком что-то происходит, словно он вдруг «развивается назад». У него регресс во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. И все это только за неделю. Что же будет, если он еще походит в садик: превратится вновь в новорожденного? А дальше? Сколько можно «развиваться вспять»? Он, в конце концов, не сказочный герой...
Всем понятно то, что это нереально. Может быть, он просто заболел? Подхватил какую-то инфекцию, повлиявшую так сильно на него? У него и в самом деле насморк. А вчера была температура... Почему ему не мил так детский сад? Он же сам твердил, что ему скучно, он же сам хотел играть с детьми. Значит, он лишь только притворялся. Ведь, в конце концов, не подменили же малыша!
 «Подменили»... «Подменили» жизнь и обстоятельства. Он такой, каким он должен быть. Не волнуйтесь, это все естественно. И конечно, в скором времени пройдет. Ваш ребенок просто адаптируется (приспосабливается) к саду.
 У него период адаптации к нему. Адаптация обычно протекает сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только Вам обычно лишь видна надводная часть айсберга, а это поведение ребенка. Но и поведение приводит Вас в смятение.
А если бы Вы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то навряд ли отдали бы его когда-то в этот новый детский коллектив. В нем он постоянно как под током сильного нервно-психического напряжения, не прекращающегося ни на минуту.
Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс. Если бы Вам удалось сравнить одним и тем же методом исследования всю силу стресса, ощущаемую малышом в период адаптации к организованному коллективу, с силой стресса космонавта, отправляющегося в полет, результаты Вас ошеломили бы. Они были бы просто идентичны. Представляете... у малыша и космонавта... Адаптация к обычному организованному коллективу и неординарный космический полет...
Да, конечно, очень трудно в это Вам поверить. Пусть не верится, но это факт. Факт, который хоть немного объясняет, почему ребенок «развивается назад». Присмотритесь повнимательней к ребенку — он здоровый или все-таки больной? Кажется, не то и не другое. Но ведь это просто нереально.
 Как же нереально, если есть? Ваш малыш в особом «третьем состоянии» между здоровьем и болезнью. Что-то сходное испытывали Вы, когда были им беременны. Но постоянно находиться в «третьем состоянии» нельзя. И поэтому сегодня или завтра Ваш ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени Вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит Вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации.
Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв и он, по-видимому, заболеет. Срыв, как правило, свидетель неблагоприятной или же тяжелой адаптации у малыша.
 Значит, адаптация бывает легкой и тяжелой. Но ведь это — крайности, а крайности соединяет промежуточный вариант. Но об этом позже. А пока... Пока вы просто видите и наблюдаете у малыша проявление его протеста в виде разных невротических реакций, говорящих о довольно сильном психоэмоциональном напряжении, которое испытывает он.
Причем это напряжение в разгаре, и Вы видите, как проявляется оно главным образом на психоэмоциональном уровне у Вашего ребенка. Вам надо также знать, что у ребенка во время адаптационного процесса внезапно, без каких-то видимых причин, возможно кратковременное повышение температуры.
 Обычно в этих случаях врач говорит об «адаптационных свечах». Такие «свечи» лишний раз подчеркивают тяжесть адаптационного периода. Итак, по-видимому, Вы уже, наверное, поняли, что адаптация ребенка к новым для него условиям среды — тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме.
Вам стало ясно, что всему виновник стресс. Стресс, превращающий на время малыша в другого человека, стресс, разрушающий его защитные барьеры, стресс, извращающий ряд важных физиологических реакций, необходимых для поддержки состояния здоровья. Вы видите, что стресс похож на пламя, сжигающее все нещадно на пути. И если не найти «огнетушитель» и не залить бушующее пламя, оно «сожжет» весь организм ребенка и Вам уже придется лечить нанесенные ему «ожоги» всю жизнь.
 А пока... Пока страдает реактивность, снижается сопротивляемость ребенка и нету больше панциря, который охранял бы малыша от всех болезней. При нем лишь надо кашлянуть...
Короче, от любого дуновения любого ветерка ребенок заболеет, произойдет срыв адаптации, а после срыва ему придется адаптироваться заново. И вновь появятся все вышеперечисленные отклонения в обычном поведении ребенка. Но так же может быть до бесконечности...
Давайте все-таки еще раз уточним, что провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка. В огромной степени — отрыв от матери, внезапное прекращение поступления необходимого ему для жизни витамина «М». Конечно же малыш Ваш неразрывно связан с Вами, и мама — это главное, что было у него, вернее, есть и будет: его озон, погода, атмосфера...
Точнее, это просто «три кита», удерживающие на себе ребенка. И вдруг, вдруг... мама предала его. Взяла и «обменяла» на работу, и бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нету дела до него. А если даже есть, так только для того, чтоб лишний раз над ним немного посмеяться, что он все делает совсем не так, как делают другие.
 И чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и оттого страдает, боясь, что что-то сделает не так.
А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало — отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви. Итак: разлука — страх — стресс — срыв адаптации — болезнь...
 Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время и Ваш ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем. Поэтому детей с тяжелой адаптацией, которую возможно прогнозировать еще до поступления ребёнка в сад, желательно не отдавать Вам в раннем возрасте в дошкольный коллектив, а по возможности немного позже, по мере совершенствования их адаптационных механизмов.
 А если речь к тому же пойдёт о трёхлетках, то вспомните о кризисе трех лет, который может наслоиться на период адаптации ребенка. Вам надо знать, и Вы уже, по-видимому, знаете, что в это время ваш малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А мы, другие, этого не видим или, по крайней мере, не желаем видеть, нам проще, чтобы было все, как раньше.
 Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится ранимее, чем прежде, к воздействию различных обстоятельств окружающей среды. И вот как раз Вы именно в то время , когда ребенок Ваш, как никогда, нуждается вдруг в Вас, когда Вам надо и необходимо щадить его ослабленную нервную систему, как будто бы специально, дополнительно к психической нагрузке кризиса трех лет, невольно взваливаете на плечи малыша еще один тяжелый груз — груз адаптации к детсаду, не понимая, что все это «надорвет» его.
И часть детей и в самом деле «надрывается», о чем свидетельствуют видимые изменения в обычном поведении ребенка. Вам надо помнить, что возможность неблагоприятной адаптации у малыша обычно резко возрастает, когда в анамнезе (воспоминание о жизни) у Вашего ребенка имеется ряд неблагоприятных факторов развития, обычно называемых врачами «факторами риска» (см. ниже).
Запомните, что Вашему ребенку с тяжелой адаптацией, помимо Вас и воспитателей, поможет только педиатр или узкий специалист. Полярным типом для тяжелой адаптации является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш Ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего — полмесяца.
С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны Вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет. Помимо двух полярных типов адаптации, имеется еще и промежуточный вариант, напоминающий собою перешеек, соединяющий обычно «северный» и «южный» полюс адаптации ребенка.
В подобных случаях мы говорим о средней тяжести течения периода различных адаптационных изменений в детском организме. При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.
При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш Ваш заболеет, а значит, адаптация его приблизится к благоприятной. И это в свою очередь поможет адаптироваться Вашему ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы.
 Доказано, что при тяжелой адаптации к детсаду ребенок плохо адаптируется и к условиям начальной школы. Итак, теперь Вы, видимо, имеете уже хотя бы самое малейшее, но представление о том, что происходит с Вашим малышом во время адаптации к детсаду.
Теперь Вы знаете, что Ваш малыш не баловень и не упрямец и ничего не хочет сделать Вам назло. Все то, что видите Вы, — это всего-навсего издержки адаптации, ее «цена» и «плата» для ребенка.
От Вас зависит, чтобы эта «плата» была минимальной.
 
Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию ребенка к дошкольному учреждению
 
I. До родов (антенатальные факторы)
 
# Токсикозы I и II половины беременности.
 # Острая и инфекционная заболеваемость матери в период беременности.
 # Обострение хронических заболеваний матери в период беременности.
 # Прием лекарственных препаратов матерью во время беременности.
 # Стрессовые ситуации у матери в период беременности (конфликты на работе, в семье, горестные переживания).
# Профессиональные вредности матери в период беременности.
# Употребление матерью алкоголя во время беременности. Частое употребление алкоголя отцом перед беременностью матери.
 # Курение матери в период беременности.
 
II. Во время родов (интранатальные факторы)
 
 # Осложнения в родах.
# Наличие асфиксии разной степени тяжести.
 # Родовая травма.
# Хирургические вмешательства во время родов.
# Несовместимость по резус-фактору у матери и ребенка.
 
III. После родов (постнатальные факторы)
 
# Недоношенность или переношенность ребенка.
 # Крупная масса тела (вес больше 4 кг).
# Заболеваемость на первом месяце жизни.
 # Употребление алкоголя матерью во время вскармливания грудью.
 # Курение матери во время вскармливания грудью.
# Пассивное курение (курение членами семьи в присутствии ребенка).
# Искусственное вскармливание ребенка.
# Фоновые заболевания у ребенка (рахит, диатез, гипотрофия, паратрофия, анемия).
# Частые ОРВИ, острые инфекционные заболевания у ребенка до трех лет.
 # Наличие хронических соматических и врожденных заболеваний (пиелонефрит, врожденный порок сердца и т. д.).
# Задержка нервно-психического развития.
# Неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни.
# Отсутствие закаливающих мероприятий.
# Несоответствие домашнего режима режиму в новом для ребенка дошкольном учреждении.
Лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми.
# Конфликтные взаимоотношения в семье.
# Отсутствие отца или матери в семье ребенка.
# Первый или единственный ребенок в семье.
Неправильное воспитание ребенка: «кумир семьи», «кронпринц», «Золушка», «ежовые рукавицы», гиперопека, гипоопека и т. д.
 
Х Х Х
 
 Вы познакомились с различными анамнестическими факторами риска, которые в той или иной степени воздействуют на адаптацию ребенка, препятствуя нормальному течению ее.
Еще раз просмотрите их. Есть факторы, которые Вам изменить сегодня не под силу. Ну, например, все то, что было связано с беременностью или с родами ребенка.
Однако среди многих неблагополучий, влияющих на адаптацию ребенкаи выявленных после родов, есть группа факторов (социальных), которые возможно устранить, и даже нужно.
Ну, например: пассивное курение, отсутствие закаливающих мероприятий, несоответствие домашнего режима режиму в новом для ребенка дошкольном учреждении, лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми, конфликтные взаимоотношения в семье, неправильное воспитание ребенка и т. д.
 Если Вам хочется, чтоб Ваш ребенок адаптировался к саду быстрей и легче, чем он должен адаптироваться по прогнозу, как можно раньше устраните все устранимые анамнестические факторы риска Вашего малыша.
 
 КАК ЖЕЛАТЕЛЬНО родителям готовить ребенка к поступлению в детский сад
 
# Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребенка и приучать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.
# Не обсуждать при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом.
 # Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка по прогностическим критериям, и своевременно принять все меры при неудовлетворительном прогнозе.
# Устранить устраняемые анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды.
# Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
# Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
# Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.
 # Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в режим дня для ребенка дома.
# Повысить роль закаливающих мероприятий.
# Оформить в детский сад по месту жительства.
# Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
 # Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
# Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.
# Раскрыть малышу «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
# Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
# Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание его.
# Чтоб Ваш ребенок был как надо подготовлен к саду, прослушать цикл лекций в детской поликлинике об адаптации детей к дошкольным учреждениям.
 # Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
# Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
 # Планировать свой отпуск так, чтоб в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у Вас была б возможность оставлять его там не на целый день.
$ Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим.
 
КАК ЖЕЛАТЕЛЬНО вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать впервые детский сад
 
# Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
# Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
# Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
 # Щадить его ослабленную нервную систему.
# Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.
# На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости.
Намного сократить просмотр телевизионных передач.
# Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
# Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
 # Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
# Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
 # При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу.
# При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания врача.
 
 КАК НЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать впервые детский сад
 
# В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде.
«Наказывать» ребенка детским садом и поздно забирать домой.
 # Мешать его контактам с детьми в группе.
# Не уменьшать, а увеличивать нагрузку на нервную систему.
# Водить ребенка в многолюдные и шумные места.
Все время кутать, одевать не по сезону.
# Конфликтовать с ним дома. # Наказывать за детские капризы.
 # В воскресные дни резко изменять режим ребенка.
 # Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с детским садом.
 # Не обращать внимания на отклонения в обычном поведении ребенка.
 # Не выполнять все предписания врача.
 
Ситуация для родителей
 
 Сегодня Шурику исполнилось три года, и мама отвела его впервые в детский сад, предупредив, что очень скоро заберет из группы.
Вначале Шурику понравилось в саду. Он никогда не видел столько новых заводных игрушек и бесконечное количество машин. Забыв про маму, Шурик бросился к игрушкам, но воспитательница всех позвала на прогулку, и Шурику пришлось идти с детьми. Но он никак не мог так, как другие дети, сам одеться, зашнуровать ботинки, завязать свой шарф. Здесь мамы не было, и Шурик попросил помочь ему немного воспитательницу.
Все дети начали смеяться над ним из-за неумения одеться, и после этого никто не захотел играть с ним во дворе. И Шурик снова вспомнил маму, он вспомнил, что она сказала, и побежал к калитке, ожидая, что она вот-вот за ним придет. Но мамы не было. А вместо нее появилась воспитательница и начала его ругать за то, что он ушел без разрешения из группы.
 Она заставила его вернуться к детям. Он заупрямился и не хотел идти. Потом расплакался и громко стал звать маму. Он отказался от обеда. Не захотел ложиться спать. Сел у двери и, причитая, снова позвал маму.
Но мама пришла очень поздно, после ужина, за ним. И, выяснив у воспитательницы о подробностях сегодняшнего дня, ужасно рассердилась и при всех набросилась на Шурика, ругая, что он так себя ведет.
Она пообещала, что поставит его в угол, и увела, ревущего, домой, не понимая, почему он разрыдался. А он рыдал сильнее и сильнее.
 
1. Правильно ли поступила мама Шурика, оставив его в первый раз на целый день в детском саду?
 2. Правильно ли повела она себя, придя за ним, чтобы забрать его домой?
 3. Как бы поступили Вы на ее месте?
Категория: Мои статьи | Добавил: Barkan (2011-03-06) | Автор: алла
Просмотров: 1966 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Cчетчик Openstat

Друзья сайта
  • Бим-Бад Б.М. Педагогика
  • Образовательный портал «Внешкольник.ru»


  • Copyright A. Barkan © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz