ВЫРАСТАЮТ ВУНДЕРКИНДЫ ИЗ ШТАНИШЕК
Его мама зачарованно смотрела не Него, когда Он довольно бегло читал мне предложенный ему текст. Его мама осуждающе смотрела на меня, когда я попросила его пересказать мне своими словами только что прочитанное им. Но он видимо ещё не получил соответствующей дозы «дрессировки» на этот счёт. А если даже и получил, то это было ему не под силу. - Вы же видите, что он малыш, - наконец я услышала раздражённо-сердитый голос женщины. – Толику нет ещё четырёх. Он не может пока пересказывать, но зато выполняет задания развивающих игр на компьютере. - А зачем это надо ему? Для чего? - Вы же знаете это не хуже меня. - Если даже и знаю, то хуже. - Чтобы в школе учился лучше других. - Что-то я не пойму, о какой школе речь. Вы же сами сказали, что Толик малыш. - Но уже через несколько лет ему в школу. И читать мы его научили с трёх лет. - Это делает он механически, не задумываясь, не понимая. Он усвоил лишь только процесс. - Главное, что сумел научиться, что освоил компьютер. - Ну, а детские игры известны ему, игры необходимые для его возраста. - Он же опережает свой возраст. Неужели Вам это не ясно. О каких играх речь? Жмурках , что ли? Что важнее ему жмурки или компьютер? - На сегодня, я думаю, жмурки. Скорее всего, я очень разочаровала маму Толика, пришедшую на консультацию ко мне со своим сыном, чтобы я лишний раз убедилась в её потрясающей родительской «компетентности» и выдержке в привитии своему малышу навыков и умений супермодного на сегодняшний день раннего развития детей , пиар-акция которого сравнима лишь с рекламой последней книги о Гарри Поттере, похвалив за это её. Но я не сумела разделить её восторга. Не сумела и практически не высказываю его, если не имею дело с истинными вундеркиндами, развивающимися в областях своей одарённости семимильными шагами без всевозможных дополнительных методик раннего развития. Когда это от Бога, ребёнку лишь надо помочь, чтобы искорка разгорелась. Если этого нет, то даже самые прогрессивные методики «дрессировки» современных детей могут дать дивиденды в основном их родителям, демонстрирующим умения своего чадо, и отчасти на первых этапах обучения в школе. А потом… Несмотря на то, что раннее развитие нацелено на будущее ребёнка, как раз именно в будущем вряд ли оно большинству, из проверивших его на себе, даст столь желанные и предвкушаемые плоды. Современные бабушки и дедушки сегодняшних детей, очевидно, ещё не забыли нашумевшие эксперименты по раннему развитию ребёнка в те времена, когда им довелось быть самими мамами или папами, в семье Никитиных. Эксперименты с детьми, перебегающими из класса в класс, и, преодолевающих с завидной лёгкостью, марафонские дистанции школьной жизни. Сегодня те дети Никитиных уже сами имеют детей, почти все с высшим образованием, хорошие специалисты, но …никто из них не стал Нобелевским лауреатом, академиком или профессором, известным или знаменитым…Таких успехов, каких добились они, добиваются многие из нас без ежедневных « тренировок» и лишения «сладостей» детства, без этой барщины и оброка в пользу ненужных знаний, без этого постоянного опережения самого себя и стремительного побега из детства в искусственно-взрослую жизнь, побега из самого солнечного и светлого отрезка нашего бытия. Я думаю, что сегодняшние успехи детей Никитиных были бы у них и без этого эксперимента. В конце концов, учёные уже пришли к выводу, что коэффициент интеллекта ( IG), который мечтают зашкалить сторонники раннего развития у собственного ребёнка, на 60%-80% связан с наследственностью и определяется генами. И если его и можно чуть-чуть увеличить образованием и воспитанием Ваш малыш всё равно не станет Вольтером или Лихачёвым. А если принять во внимание данные исследований профессора Сергея Вячеславовича Савельева – автора стереоскопического Атласа мозга человека, то одарённость людей вообще тесно связана с размерами всевозможных участков мозга, т.н. функциональных полей, отвечающих за ту или иную деятельность человека. И как долго Сальери не корпел бы над своими сочинениями, ему никогда не удалось бы превзойти Моцарта, творящего бесконечные шедевры молниеносно и легко, и всё только лишь потому, что слуховое поле у великого австрийца было намного больше, и намного насыщеннее нервными клетками, чем у его известного современника. Исследуя функциональные поля, отвечающие за те или иные способности, можно узнать предрасположенность человека к той области знаний, где он превзойдёт остальных, занимающихся этим случайно. Чем больше размеры полей, тем одарённее люди к той деятельности, за которую эти поля отвечают. Однако, чтобы стать знаменитым художником, не достаточно лишь иметь большие размеры поля, связанного со зрением. Художнику необходимо также иметь чувство композиции и виртуозно владеть рукой. А за всё это «отвечают» уже другие функциональные поля. Чем больше всевозможных полей, необходимых для той или иной деятельности будут дополнять друг друга, тем одарённее будет и Ваш ребёнок. Однако родители должны знать, что увеличить размеры функциональных полей мозга им не подвластно никакими методиками, а вот развить уже имеющиеся возможности просто необходимо. И если Вы видите, что Ваш малыш, которого Вы с трёх лет обучаете чтению, пытается вместо этого издавать душераздирающие звуки на пианино, то это вовсе не только одно баловство. Скорее всего, у него очень развито слуховое поле, которое волей-неволей «диктует» подобное поведение малыша. И если Вы обратите на это внимание и вместо чтения познакомите ребёнка с основами музыкальной грамоты, то ,может быть, на свете появится новый «Моцарт», превзошедший своего гениального предшественника. Конечно же, в этом случае раннему музыкальному развитию ребёнка родителям необходимо дать зелёный цвет и сделать в его сторону глубокий реверанс. В то же время развитие ребёнка – это, прежде всего, развитие его возрастной ведущей деятельности. А в возрасте Толика ведущая деятельность – это игра, естественная и « живая» с игрушками и людьми, а вовсе не накопление знаний и умений для взрослой жизни, игра « здесь и сейчас», в конкретной обстановке, стимулирующая творческую активность ребёнка, его инициативность и самостоятельность. Но современные методы раннего обучения, по данным исследователей, как раз- таки тормозят эти качества. О какой инициативности, активности и самостоятельности может идти речь, когда взрослые сначала « дрессируют» детей, а потом экзаменуют, демонстрируя их достижения остальным. Разве пришла бы в голову мамы Толика мысль – показать мне, как её сын играет в жмурки. Жмурки – не достижение. Однако умение играть в эту игру, о которой мальчик ещё не знал, намного важнее для развития детей этого возраста, чем знание их о том, что столица Англии – Лондон. Кстати, что такое столица, я ему не смогла объяснить. Но зато он мне бегло перечислил Стамбул, Киев, Минск. Перечислил, потому что современные «Толики», должны это усвоить ещё с колыбели, доставляя так радость родителям, отказавшимся от многих благ своей собственной жизни ради будущего малышей. Для многочисленных методик раннего развития сегодня используют также и возможности компьютера. Развивающие компьютерные игры рекомендуют уже буквально с младенчества, обещая родителям развить у малыша и наглядно-образное мышление, и логическое, и пространственное мышление, наряду с математическими способностями, вниманием, памятью…Такое впечатление, что ребёнок, освоивший это « меню» своего бесконечного развития, уже сам в скором времени сможет обучать многому собственных маму с папой , а ,может быть, и учителей в начальной школе. Да, конечно же, компьютерная грамотность сегодня необходима, но нужно ли ею овладевать с пелёнок, вернее с памперсного возраста. Заменит ли интерактивное общение с посторонними людьми реальное общению с родителями, когда обучение ведётся уже в детских садах? И в какой бы игровой форме не проходили бы эти компьютерные занятия , надо помнить, что по данным Всемирной организации здравоохранения ( ВОЗ), у более семидесяти процентов детей даже непродолжительное пребывание за компьютером вызывает сильное утомление, а рассеянность и беспокойство наблюдается уже в первую четверть часа работы с ним. Причём, чем младше ребёнок, тем более выражены эти признаки, не говоря уже о проблемах с осанкой и зрением. Педиатры забили тревогу: у детей младших классов, работающих с компьютерами, появились взрослые болезни, в основном связанные с изменениями в сердечно-сосудистой системе, вплоть до гипертонии и стенокардии, у детей появилась компьютерная зависимость. Безусловно, в этом повинны взрослые, а особенно мамы и папы, превратившие экраны компьютеров и телевизоров в своих дублёров, в подмену себя, взваливая на них собственную ответственность за развитие и воспитание ребёнка. По данным Юнеско 93% дошкольников от3х до 5ти лет приблизительно по 4 часа ежедневно прилипают к экранам. И ,конечно же, в результате этого снижается их творческая активность, гаснет фантазия, теряются друзья. « Молчащий», не морочащий голову взрослым ребёнок - это предел мечтаний большинства родителей , забывающих о режиме дня своих детей, о безопасности их и предельно допустимых нормах возможности работы за компьютером, рекомендуемых сегодня специалистами, тесно связанными с возрастом ребёнка, хотя помимо среднестатистических рекомендаций необходимо также нам учитывать и индивидуально-личностные особенности каждого ребёнка, к примеру, его темперамент. И если Ваш малыш-холерик не выдержит даже пяти минут, малыш-флегматик эту норму превзойдёт с лихвой. Конечно, оградить ребёнка от современных методов прогресса невозможно и ни к чему. Ему жить завтра, когда это станет будничной рутиной. Поэтому знакомство с гаджетами ему, как и взрослому, необходимо. Но надо твердо знать: когда, что и зачем. И прежде чем ребёнок сядет за компьютер, ему желательно освоить все возрастные виды деятельности – от рисования до ролевой игры. И уже с этим багажом отправиться на штурм новейших технологий современного прогресса. А для детей прогресс готовит каждый день сюрпризы, даря их, как подарки дед Мороз. Например, проект OLPC – « каждому ребёнку по компьютеру», предложенный в 2003 году Массачусетским технологическим институтом, для детей развивающихся стран и базирующийся на идее « учить детей учиться самостоятельно», позволил научить пользоваться компьютером детей « третьих стран», с целью доступа к интеллектуальному развитию нашей планеты. Но эта идея « учиться самостоятельно» научила нигерийских детей в г. Абуйе пользоваться порносайтами, так как подаренные школе компьютеры не были оснащены специальными фильтрами, а ученики « учились самостоятельно». Решая проблему « цифрового неравенства», корпорация IBM в последние годы начала внедрять во многих странах свою глобальную программу раннего обучения Kidsmart Early Learning, используя «методы эффективной интеграции информационных технологий в процессы раннего обучения». Насколько действенна эта программа покажет время, а главное то будущее, ради которого всё это делается. Но надо помнить, что методы раннего развития не должны вытеснять ведущие виды деятельности дошкольного возраста. Родителям надо знать, что по данным американских исследователей, изучающих особенности развития близнецов, воспитывающихся в приёмных семьях, степень проявления даже наследуемых способностей детей зависит не столько от приложенных усилий стимуляции этих способностей, как от теплоты отношений между родителями и детьми. Теплоты отношений… Теплоты…а не от стимуляции способностей… Американская академия педиатрии рекомендует детей до двухлетнего возраста вообще не приобщать к компьютеру, так как чрезмерное развитие визуального восприятия происходит в ущерб осязательному и звуковому восприятию. Такая игрушка необходима ребёнку для более поздних времён. А пока, даже если Вы ярый сторонник раннего развития детей, постарайтесь не забывать про ту самую теплоту отношений с собственным ребёнком, которая развивает способности Ваших детей и в тех случаях, когда бессильны самые прогрессивные методы раннего развития ребёнка, включая компьютерные. И всё-таки, прежде чем накинуть на шею Вашего малыша хомут бесконечного раннего развития, постарайтесь представить, что будет с Вашим искусственно созданным вундеркиндом – калифом на час после того, как он вырастет из штанишек, и наденет, наконец, брюки. Стоит ли овчинка выделки или нет ?
|