КАК ЖЕЛАТЕЛЬНО СТИМУЛИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА – ЗРИТЕЛЯ.
Прежде всего, Вам необходимо совершенствовать его врождённые навыки младенца – зрителя. Постарайтесь создать ребёнку самые благоприятные условия для спокойного созерцания жизни вокруг него.
Для того, чтобы младенец во время бодрствования мог всё созерцать, хорошо осветите комнату, где он находится.
Удовлетворяйте потребность ребёнка в зрительном контакте, ловя его взгляды, и смотря ему прямо в глаза.
Подвешивайте яркие игрушки над кроваткой младенца.
Дайте возможность ребёнку рассматривать себя в зеркале.
Играйте вместе с ним с отражением в зеркале, корча различные рожицы, и смеясь над ними.
Во время бодрствования помещайте младенца в удобное для него место , откуда он сможет наблюдать за Вами и другими членами семьи.
Поощряйте во время ползания по квартире его рассматривание всего на пути. Стимулируйте развитие у ребёнка - зрителя навыков младенца - слушателя, для совершенствования его речи и навыков коммуникабельности.
Разговаривайте с ребёнком о том, что ему нравится, используя упрощённые слова типа «би-би».
Имитируйте голоса животных, которых он рассматривает в данный момент, невзирая даже на то, что они всего навсего лишь на картинке, и при этом старайтесь развеселить малыша.
Включайте тихую музыку , напевайте песни, привлекая внимания младенца не только пением, но и разными забавными жестами – комментариями, на которые он невольно будет смотреть.
Покупайте ребёнку не только яркие игрушки, но и игрушки, издающие какие-то звуки, которые будут сопровождать все игры с этими игрушками.
Стимулируйте у младенца – зрителя навыки ребёнка - деятеля для выработки хорошей координации, быстроты, ловкости…
Постоянно дотрагивайтесь до ребёнка, лаская его, и беря на руки.
Привлекайте к «участию» во всех Ваших делах, предоставив возможность для двигательной активности.
Не заставляйте младенца подолгу сидеть в манеже.
Разрешите ему «обследовать» комнату.
Учите играть в песочнице с различными формочками, ведерком, лопаткой.
Поощряйте игры с мячом, обучая ребёнка бросать и катать его, или же бить ногами. Словом, любыми доступными для возраста младенца способами совершенствуйте его координацию движений.
КАК ЖЕЛАТЕЛЬНО СТИМУЛИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА – СЛУШАТЕЛЯ.
Совершенствуйте его врождённые навыки слушателя.
Как можно чаще включайте в комнате младенца музыку, пойте ему песни.
Покупайте ребёнку игрушки, издающие звук.
Где только можно разложите погремушки, до которых младенец легко может дотянуться сам, прислушиваясь к их звукам .
Постоянно разговаривайте с ребёнком, временами копируя звуки, издаваемые младенцем.
Обо всём, что в доме издаёт звук, рассказывайте ребёнку и показывайте, каким способом можно извлечь этот звук .
«Разговаривайте» с малышом по игрушечному телефону не только на своём, но и на его «особенном» языке.
Читайте ребёнку сказки и стихи различными голосами.
Давайте слушать DVD , предназначенные специально для младенцев.
Стимулируйте у младенца – слушателя навыки ребёнка- зрителя для улучшения визуально – тактильной координации.
Общаясь с младенцем, и кормя его, не забывайте про постоянный зрительный контакт. Обращайте внимание ребёнка на всё, что окружает его, говоря всё время – «посмотри на это, смотри»…
Во время игр с младенцем постоянно спрашивайте у ребёнка где у него ручки, где у Вас глаза…
Попросите прикрыть глазки, а потом открыть их и снова показать то, о чём Вы спрашивали его.
Подносите ребёнка к окну и рассказывайте младенцу, что Вы видите за окном, возбуждая его любопытство, и желание увидеть тоже.
Когда Ваш младенец во время игры что-то складывает или разбирает, не забудьте похвалить его за это умение, чтобы ему хотелось повторить игру вновь.
А такие игры как раз и развивают тактильно-визуальные навыки ребёнка.
Как только младенец начинает ползать, обращайте его внимание на предметы и игрушки, попадающие ему на пути.
Попросите подать Вам игрушку, мимо которой он в это время ползёт.
Играйте с младенцем в «ку – ку», обращая его внимание на Ваше лицо, после того когда ребёнок Вас сумеет найти.
Стимулируйте у младенца – слушателя навыки ребёнка – деятеля, для совершенствования координации его движений ( см. « Как желательно стимулировать развитие ребёнка – зрителя» последние пункты).
КАК ЖЕЛАТЕЛЬНО СТИМУЛИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА – ДЕЯТЕЛЯ.
Сделайте всё возможное, чтобы он был на естественном вскармливании, обеспечивая ему телесный контакт. Не забывайте про массаж и гимнастику, воспитывая такого младенца. Покупайте ему мягкие игрушки, к которым приятно прислониться, и игрушки, стимулирующие его двигательную активность. Как только младенец самостоятельно начнёт удерживаться на ногах, купите ему ходунки, однако не отпускайте его одного в них, выполняя правила безопасности, связанные с использованием ходунков. Учитывайте и то, что такой ребёнок любит кататься на четырёхколёсном велосипеде и машинах, специально предназначенных для езды на них маленьких детей.
Играйте с младенцем в мяч, обучая бросать и ловить его.
Разрешите ребёнку играть на ковре, положив на него подушки различной величины, на которые легко взбираться, и с которых легко слезть.
Пусть малыш так забавляется.
Поощряйте его раннее ползание.
Стимулируйте у младенца – деятеля навыки ребёнка – зрителя ( см. «Как желательно стимулировать ребёнка – слушателя» последние пункты).
Стимулируйте у младенца – деятеля навыки ребёнка – слушателя ( см. « Как желательно стимулировать ребёнка – зрителя» последние пункты).
КАКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОГУТ ФОРМИРОВАТЬСЯ В БОЛЕЕ ПОЗДНИЕ СРОКИ ПО СРАВНЕНИЮ С НОРМОЙ У РЕБЁНКА - ЗРИТЕЛЯ.
У такого ребёнка может позже развиваться речь и моторика, а также коммуникабельность.
ПО КАКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНОК – ЗРИТЕЛЬ МОЖЕТ ОПЕРЕЖАТЬ СВЕРСТНИКОВ.
По визуально – тактильной координации.
КАКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОГУТ ФОРМИРОВАТЬСЯ В БОЛЕЕ ПОЗДНИЕ СРОКИ ПО СРАВНЕНИЮ С НОРМОЙ У РЕБЁНКА – СЛУШАТЕЛЯ.
У такого ребёнка может позже развивается моторика.
ПО КАКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНОК – СЛУШАТЕЛЬ МОЖЕТ ОПЕРЕЖАТЬ СВЕРСТНИКОВ.
По развитию речи и коммуникабельным способностям.
КАКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОГУТ ФОРМИРОВАТЬСЯ В БОЛЕЕ ПОЗДНИЕ СРОКИ ПО СРАВНЕНИЮ С НОРМОЙ У РЕБЁНКА – ДЕЯТЕЛЯ.
У такого ребёнка позже развивается речь. Он не коммуникабелен.
ПО КАКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНОК – ДЕЯТЕЛЬ МОЖЕТ ОПЕРЕЖАТЬ СВЕРСТНИКОВ.
По моторике, координации движений.
ПО КАКИМ ПРИЗНАКАМ ПРОЩЕ ВСЕГО МОЖНО ВЫЯВИТЬ РОДИТЕЛЯМ РЕБЁНКА ЕГО ТИП ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Для этого данные наблюдений родителей малыша можно просто сравнить с блиц – тестом « Определения способностей у детей в возрасте до года» и сделать собственные выводы.
БЛИЦ – ТЕСТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО ГОДА. ( по методу Л. Брэдвей и Б. Алберс Хил)
1. ОБЩЕНИЕ…КОГДА МОЙ РЕБЁНОК ХОЧЕТ ЧТО-ТО ВЫРАЗИТЬ… ЗРИТЕЛЬ
Он указывает на то, что хочет.
Он реагирует жестами, не словами.
Он играет очень тихо.
Он любит наблюдать за происходящим вокруг, а не участвовать.
Он никогда не лепетал. Начал лепетать только около года.
СЛУШАТЕЛЬ
Лепетать начал рано и делает это часто.
Уже произнёс своё первое слово.
Он легко следует инструкциям.
Пытается воспроизвести слова, сказанные взрослыми.
Издавая звуки, использует различные интонации.
ДЕЯТЕЛЬ
Чаще пользуется жестами, чем словами.
Вспыльчив.
Качает головой, когда нужно сказать «нет».
Импульсивно хватает предметы и игрушки.
Лепечет крайне редко.
2. ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ. КОГДА МОЙ РЕБЁНОК ИГРАЕТ…
ЗРИТЕЛЬ
Он любит подвешенные игрушки, цвет, движения.
Он всё замечает.
Ему нравятся активные центры.
Любит книжки с картинками.
СЛУШАТЕЛЬ
Ребёнку нравятся погремушки и другие шумные игры.
Любит стихи, песни, кукольные представления.
Он прислушивается к разговорам.
Лепечет, играя со своими игрушками.
ДЕЯТЕЛЬ
Ему нравится, когда его подбрасывают и щекочут.
Любит, когда его укачивают и держат на руках.
Часто стучит по кроватке.
Любит, когда катают коляску, когда возят на велосипеде.
3. МОТОРИКА. КОГДА МОЙ РЕБЁНОК ДВИГАЕТСЯ…
ЗРИТЕЛЬ
Во время игры ему нравится наблюдать за своими руками.
Не было 5 мес., а он уже тянулся к предметам.
Ему нравится обследовать руками маленькие предметы.
Он охотно собирает маленькие вещицы, любит пирамидки.
СЛУШАТЕЛЬ
Поздно научился сидеть, но при этом много лепетал.
Больше любит произносить звуки, чем двигаться.
Предпочитает шумовые игры.
Использует игрушки в основном, чтобы извлечь звуки.
ДЕЯТЕЛЬ
Не было 6 мес., а он научился самостоятельно сидеть.
К 8 мес. ползал, к году научился ходить.
Он очень активен.
Уже в 10 мес. ему нравилось катать игрушки.
4. СПОСОБ УСПОКОИТЬ. КОГДА МОЙ РЕБЁНОК КАПРИЗНИЧАЕТ…
ЗРИТЕЛЬ
Он успокаивается при виде знакомого лица.
Успокаивается при виде знакомой игрушки.
Его легко отвлечь сменой обстановки.
СЛУШАТЕЛЬ
Успокаивается, услышав знакомый голос.
Успокаивается, услышав музыку.
Его можно отвлечь, если предложить ему ксилофон или детское пианино.
ДЕЯТЕЛЬ
Успокаивается, если его приподнять.
Замолкает, если его взять на руки и покачать.
Его легко отвлечь массажем или поездкой на машине.
Познакомившись с характеристиками особенностей ребёнка зрителя , слушателя или деятеля, выберите из них те, которые соответствуют особенностям поведения Вашего малыша.
Подсчитайте результат по каждому из четырёх показателей.
Определите - к какому типу относится Ваш младенец.
Не удивляйтесь, обнаружив у него характеристики разных типов.
Чем больше будут сочетаться в Вашем малыше эти типы, тем более своевременно и равномерно будет развиваться ребёнок.
Поэтому желательно, чтобы при оценке нервно – психического развития младенца учитывались и данные способов его познания окружающего мира.
|