И ДАЖЕ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ РИСОВАЛ ЛЕВОЙ РУКОЙ (Если Ваш ребенок левша) «Почему эта рука — правая, а эта — левая? Они обе дерутся». (Вова, 3 года) Неужели действительно маленький упрямец чаще бывает левшой? И почему вообще люди делятся на левшей и правшей? В чем их отличие, в чем их сходство? И какое значение имеет для Вашего малыша, если он все предпочитает делать левой рукой? — Мой Виталик все делает левой рукой, — не то жалуется, не то гордится юная мама. — И сколько его ни учи, — настаивает на своем. Впервые взял карандаш — и тоже в левую руку. Зато рисует как! Словно он рисовал с рождения. Но представляете... левой рукой. Я объясняю, что надо правой. Отбираю у него карандаш. Показываю сама, как надо рисовать. А он капризничает и злится... И правой вообще отказывается рисовать. Что будет дальше? Возможно ли его переучить? А надо ли вообще пытаться переучивать такого малыша? Чем отличается он от других, обычных, по нашему мнению, детей? Лишь только тем, что у него доминирует правое полушарие. Но ведь ребенок рождается с двумя... правыми полушариями. И лишь позднее, по мере развития личности малыша, одно из двух начинает «леветь». Поэтому мозг взрослого человека состоит из правого и левого полушарий, каждое из которых — не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение другому, и как в одном, так и в другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека. Например, левое отвечает за речь и абстрактное мышление, правое — за музыкальное и художественное творчество, образное мышление. При доминировании левого полушария испытывается счастье и наслаждение, при доминировании правого — страх и печаль. Эти различия можно продолжать без предела, но главное, что даже относительное доминирование какого-либо из полушарий обусловливает психологические особенности людей. Толчками для превращения одного из правых полушарий в левое у детей являются начало овладения речью и первое осознание ребенком самого себя. Поэтому после кризиса трех лет и начинают вырисовываться различия между «правшами» и «левшами», вернее, «праворукими» и «леворукими» детьми. Как «праворукость», так и «леворукость» объясняются тем, что существует перекрест нервных путей, протянувшихся от конечностей к полушариям мозга. Причем при доминировании левого полушария ведущей, как правило, является правая рука, при доминировании правого полушария — левая. У третьей части людей ни одно из полушарий не доминирует. В последние годы во всем мире увеличилось количество леворуких детей. По мнению шведских ученых, этот феномен связан с частыми ультразвуковыми исследованиями будущих матерей во время беременности. Ребенок «правополушарный» — левша — намного отличается от своих сверстников, и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Все отмечают их большие музыкальные способности, для них нередок абсолютный слух. Фантазии их сказочны и необычны. Ассоциациям предела нет. Мышление их образно. В них — искры творчества. По современным данным среди левшей приблизительно 20–25% талантливых людей, в то время как у правшей эта цифра практически не превышает 5%. Такие гении-титаны, как Леонардо да Винчи и Микеланд-жело, тоже были левшами, не говоря уже о многих других знаменитых людях. Но в то же время большинству из этих детей свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков. Однако большинству — не означает каждому. Такой ребенок непосредствен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчив в осуществлении желаний. Ему труднее, чем другим, до школы овладеть чтением и письмом, а в первом классе это может стать вообще камнем преткновения, несмотря на то, что у такого ребенка довольно часто хорошая память. Эти дети придают большое значение содержанию, а не форме, создавая вокруг себя «творческий» беспорядок. Но в целом они общительные и контактные. И если мы, учитывая их особенности, найдем правильные методы воспитания, все наши проблемы будут разрешимы. КАК ЖЕЛАТЕЛЬНО вести себя родителям с ребенком-левшой - Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.
- Создать благоприятный климат для него в семье.
- Не воевать с ним из-за частого упрямства, а выходки упрямства постараться завуалировать какой-нибудь игрой.
- Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы. В последнее время даже стал отмечаться Всемирный день левшей.
- Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться «приготовить» вундеркинда.
- Не ругать за «творческий» беспорядок в квартире, а стараться с ним вместе убрать все игрушки, не считая все это за баловство, превратив даже эту уборку в игру.
- Стараться чаще делать малышу сюрпризы.
- Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим обычным детям.
- Ни в коем случае, если Ваш ребенок не желает сам, не обучать его до школы чтению, письму и иностранным языкам, т. е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша. Когда же Ваш ребенок хочет сам постичь все это, опираться при обучении на его образное мышление и творческие ассоциации. Например, буква «О» похожа на бублик, а буква «3» на цифру три.
- Не переутомлять его бесконечными занятиями и ненужной пока информацией.
- Если после пятилетнего возраста Вы заметите у ребенка непонятные Вам навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь немедленно к специалисту.
Любить его таким, какой он есть. КАК НЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО вести себя родителям с ребенком-левшой - Не пытаться скрыть свои насмешки по поводу того, что ребенок отличается от многих, в основном все делая при помощи одной левой руки.
- Лишний раз подчеркивать все это при знакомых или посторонних людях.
- Делать все возможное, чтобы переучить ребенка, и наказывать, когда он не поддается обучению.
- Стараться доводить его до слез и вызывать своими методами воспитания другие отрицательные эмоции.
- Быть в основном сухим и педантичным, общаясь с ним, показывая свое негативное отношение к нему.
- Стремиться довести его талант до совершенства, все время предъявляя завышенные требования к нему и переутомл яя этим малыша.
- Учить до школы чтению, письму и иностранным языкам, помимо его воли, ругая, что у него сплошные неудачи.
- Создать такую обстановку для ребенка в своей семье, чтобы его самооценка уменьшалась с каждым днем, чтобы он чувствовал себя отвергнутым и никому не нужным.
- Запомните, такое воспитание обычно является благоприятной почвой для развития невроза или симптомов заикания у малыша. Родителям надо знать, что кроме явных левшей встречаются и скрытые, а также дети, владеющие одинаково хорошо обеими руками.
Одним из самых простых тестов является модификация теста на леворукость и праворукость, опирающегося на данные — какую руку использует Ваш ребенок при выполнении того или иного действия. Причем действия могут быть самыми разнообразными. Один из основоположников подобных тестов — немецкий ученый Ф. Кречмер обращал внимание даже на то, как ребенок поливает цветы. ПРИМЕР ПОДОБНОГО ТЕСТА, используемого в наших исследованиях - Ваш ребенок протягивает при знакомстве чаще всего
- А. Правую руку
- Б. Левую руку
- В. То одну, то другую
- Ваш ребенок обычно держит расческу, причесывая себя
- A. В правой руке
- Б. В левой руке B.
- То в одной, то в другой
- Ваш ребенок кушает
- A. Левой рукой
- Б. Правой рукой
- B. Безразлично какой
- Ваш ребенок обычно держит чашку
- >A. Правой рукой
- Б. Левой рукой
- Ваш ребенок рисует
- A.То левой, то правой рукой
- Б. Правой рукой
- B. Левой рукой
- Ваш ребенок обычно держит ножницы
- A. То в правой, то в левой руке
- Б. В левой руке
- B. В правой руке
- Ваш ребенок чаще всего бросает мяч
- А. Правой рукой
- Б. Левой рукой
- В. Безразлично какой
- Ваш ребенок, играя в песочнице, копает песок
- A. То правой, то левой рукой
- Б. Правой рукой
- B. Левой рукой
- Ваш ребенок при рукоделии использует
- A. Правую руку
- Б. Левую руку
- B. То одну, то другую
- Ваш ребенок держит трубку, разговаривая по телефону
- A. Правой рукой у правого уха
- Б. Левой рукой у левого уха
- B. Безразлично какой рукой и у какого уха
Ключ к тесту: - А – Пр.
- А – Пр.
- А – Лев.
- А – Пр.
- А – Амб. Б – Лев. Б – Лев. Б – Пр. Б – Лев. Б – Пр. В – Амб. В – Амб. В – Амб. В – Амб. В – Лев.
- А – Амб.
- А – Пр.
- А – Амб.
- А – Пр.
- А – Пр. Б – Лев. Б – Лев. Б – Пр. Б – Лев. Б – Лев. В – Пр. В – Амб. В – Лев. В – Амб. В – Амб.
Условные сокращения: Пр. — праворукость; Лев. — леворукость; Амб. — амбидекстр. Подсчитайте количество одинаковых сокращений в Ваших ответах. Чем больше количество баллов будет за леворукость, тем ярче выражена она у Вашего ребенка. Если Ваш ребенок оказался скрытым или явным левшой, постарайтесь использовать все самые современные изобретения для левшей в нашем мире праворуких людей. Сейчас можно купить даже ножницы и ручки, специально выпущенные для леворуких детей. Ситуация для родителей: В свои пять лет Иришка рисует так, как будто бы она художник. Но маму постоянно беспокоит, что девочка рисует только левой, а не правой рукой. За это она ее каждый раз ругает и даже пару дней тому назад нашлепала при всех, пытаясь все-таки переучить. С тех пор Иришка больше не садится за любимое занятие. Но вот сегодня снова взяла в руку карандаш, и снова в левую. Потом, о чем-то вспомнив и посмотрев на маму, отбросила его, захлопнула тетрадь и твердо объявила в доме, что больше никогда не сядет рисовать. - Правильно ли вела себя мама Иришки?
- Как на ее месте поступили бы Вы?
|