ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК
Он — вихрь, ураган, пожар...
«Неужели до сих пор никто не создал вечный двигатель? Если Вам нужны его секреты, изучите моего ребенка». (Из разговора с мамой Кости Т., 5 лет)
Да, есть ещё такие дети, когда родители мечтают от них хоть каплю отдохнуть, чтобы ребёнок изменился, чтобы он стал совсем другим...
Так что же это за ребенок? Какой же он на самом деле, если его родная мама мечтает, чтоб он был другим, и только видит в нем обузу, одну обузу, лишь обузу... Ну а про радость материнства вообще не стоит говорить.
Наверное, это просто шутка. Но в ней большая доля правды, ведь не любой из нас способен стать укротителем детей и укрощать ежеминутно, ежесекундно малыша, при этом явно понимая, что укротить его нельзя и никакая дрессировка не даст желаемого эффекта.
Такой ребенок, став на ножки, тотчас же сразу начал бегать. С тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. Похож на гонщика, который мчит на ракетных скоростях, не управляя тормозами. Мчит год, другой и в эту гонку невольно вовлекает всех, всех, кто общается с ребенком. Ему лишь три, а мама с папой измотаны так, словно он им не дает покоя вечность. Ему четыре, ему пять... Все валятся с ног рядом с ним. Лишь он один неутомим. Ему все в жизни нипочем.
За эти годы он ни разу спокойно не сидел на месте, и даже кушать ему легче, когда стоит, а не сидит. Он весь как будто на шарнирах, разболтанных от перегрузки, и оттого все части тела всё время ходят ходуном и извиваются в движениях.
Особо непослушны руки. Они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают... Порою кажется, что их у малыша не две, а больше. А ноги? Сколько на их долю обычно выпадает бегать, потому что у гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба». Его ноги могут целый день носиться, догонять кого-то, вскакивать, скакать, иногда без передышки на минуту. Бег с препятствиями — главное для них. Даже голова у этого ребенка может выворачиваться спереди назад, чтоб увидеть все одновременно, осмотреть предмет со всех сторон.
Но, «рассматривая» все, малыш не видит сути. Взгляд скользит лишь по поверхности, не больше, удовлетворяя любопытство. Любознательность несвойственна ему. И такой ребенок редко задает вопросы типа «почему», «зачем». Ну а если даже задает, то тут же «забывает» выслушать ответ.
Тем не менее он может целый день исследовать: как бы лучше влезть на крышу и открыть чердак или же захлопнуть люк. Он пытается пройтись по потолку, повиснуть на карнизе. Счастье, если в это время Вы окажетесь неподалеку от него! Ветви дерева ломаются, когда он лазит по деревьям, и скрипят заборы до тех пор, пока его не снимут с них.
Тело его все в царапинах и шрамах, а занозы невозможно перечесть. Тем не менее он снова набивает те же «шишки», не пытаясь сделать вывод из того, что было, словно нету у людей инстинкта самосохранения совсем. Неусидчивость его бросается в глаза. Ванька-встанька кажется малоподвижным рядом с ним.
Он рассеян, и внимание его не может задержаться на чем надо больше мига. Оно так же «бегает», как ноги, «выключаясь» и «включаясь» неизвестно как. Его может отвлечь даже муха. Но, отвлекшись из-за мухи, он мгновенно забывает про нее, делая обычно все настолько машинально, что потом не верит, что все это сделал он. У гиперактивного ребенка виноваты все, кроме него: разбитая тарелка — разве мог малыш предвидеть, что она возьмет и выскользнет из рук; кошка, на которую наехал он велосипедом, — если у нее плохое зрение, то надо надевать очки, а не нежиться на солнце прямо на дороге и пугать прохожих возмущенным криком.
Словом, оправданиям его поступков нет конца. Он их ищет постоянно и сам верит в них. Такой ребенок импульсивнее своих ровесников и сам не знает, что ему способно взбрести в голову хотя бы через миг. Настроение его колеблется от минуса до плюса. Он способен отвечать на самый маленький пустяк агрессией и не дать реакции по большому счету. А негативизм — это просто норма для него.
Он обычно самый шумный среди шумных, заводила, в центре драки, кутерьмы, там, где гам, где баловство, проказы, там, где просто можно пошалить.
Вот он ссорится, мирясь одновременно, и прощает все обиды всем. Даже если Вы его за что-то наказали, он не будет жаловаться или унывать. Эти качества притягивают к нему сверстников, но только баловней и шалунишек.
У «воспитанных» детей с ним частые конфликты. «Паинек» такой малыш невольно раздражает. С ними он несовместим, и в детских учреждениях ему прижиться невозможно. В мире правил он досадная ошибка, выходящая за рамки исключений. В этом мире он — ядро конфликтов.
Кроме этого, такой малыш с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. У него самооценка на нуле или же немного выше, и, приклеивая сам себе ярлык комплекса неполноценности, он обычно с этим комплексом старается предстать перед другими. И неудивительно, что этот комплекс тянется за ним потом как шлейф, мешая в жизни, в школе.
Весь взлохмаченный и вечно возбужденный, взмокший с головы до пят, с горящим взглядом, он как будто догоняет поезд, постоянно уходящий от него, и стремится вскочить на ступеньку самого последнего вагона. Весь в делах, весь в хлопотах, заботах, он за миг успеет сделать столько, сколько многим не удастся сделать и за день.
Он все пачкает, все рвет, теряет. Кажется, что ходит он в обносках. Посторонний просто не поверит, что еще вчера эти обноски были новыми вещами в магазине. Он все время мельтешит перед глазами. И от этой двигательной бури может закружиться голова.
У родителей его обычно двойственные чувства — накипь раздражения и жалость: жалость оттого, что их малыш настолько нестандартен, что, быть может, это просто проявление болезни; накипь раздражения — что с ним невозможно быть все время рядом.
Он не знает, что такое «расслабление», успокаиваясь только лишь тогда, когда ложится спать. Время сна его — единственное время, когда мама с папой восстанавливают силы и устраивают маленькую передышку в бесконечной воспитательной войне, в которой постоянно посылают свой огонь нравоучений и упреков. Но малыш обычно днем не засыпает. Спит лишь ночью, но настолько беспокойно, что довольно часто утром голова его там, где должны быть ноги.
Вот он встал — и сразу в доме хаос. Хаос в голове его и в мыслях, в кухне, в комнате, во всей квартире. Все, что рядом с ним, мгновенно оживает, неодушевленное живет, падает, ломается, летает, рассыпаясь вдребезги, звенит... Вот он «бьется» головой о стенку. Посмотрите — он «пробил» ее!
Мама с папой опускают руки. Ему три, а нету уже сил. Даже самая тяжелая работа не выматывает так, как их малыш. Что же делать с ним? Как укротить? Пускай даже педиатр утверждает, что все это с возрастом пройдет и он остепенится. Виновата нервная система малыша, ее повышенная возбудимость. Надо только научиться ждать и помогать ребенку.
Разве Вы когда-нибудь встречали взрослых, напоминающих «вихрь», «ураган», «пожар»? Но ведь многие из этих взрослых в детстве были копией такого же ребенка. Так что запаситесь капелькой терпения, помогайте малышу и ждите.
КАК ЖЕЛАТЕЛЬНО вести себя родителям с гиперактивным ребенком
# Узнать причину гипердинамичности ребенка. Проконсультироваться с нужным специалистом: болезнь это или нет. Нередко у гиперактивного ребенка в анамнезе есть родовая травма. Нередко гипердинамичность — это следствие ММД (минимальной мозговой дисфункции).
# Когда гиперактивность обусловлена болезнью, необходимого строго выполнять все предписания врача и правильно дозировать лекарственные средства.
# Все то, что может вызвать в доме «любознательность» ребенка, последствием которой будет детский травматизм, родители должны убрать хотя бы с поля зрения проказника, лишив его возможности соблазна.
# Даже лекарственные средства, выписанные специально для ребенка, не говоря уже о всех других, хранящихся в квартире, должны быть спрятаны в надежном месте и, если можно, заперты на ключ.
# Нужны лекарства Вашему ребенку или нет — не главное в общении с ним, в адаптации к дальнейшей жизни. Важнее всего — это мера воспитательных воздействий, система и методика осуществления их Вами.
# Любое разногласие в семье в вопросах воспитания ребенка усиливает отрицательные качества малыша.
# Прежде всего старайтесь по возможности уменьшить расторможенность и отвлекаемость ребенка.
# Продумайте режим дня малыша до мелочей. Старайтесь следовать режиму. Пусть Ваш ребенок четко знает, когда он должен встать, поесть, пойти гулять, играть с друзьями.
# Друзей у Вашего ребенка должно быть мало: чем больше будет у него товарищей по играм, тем сильнее будет он возбуждаться. Желательно, чтобы друзьями не были гиперактивные ребята.
# Игра для Вашего ребенка важнее разных медикаментов, вернее, главное лекарственное средство.
# Старайтесь приобщать ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей в нем ключом энергии. Ребенок должен понять цель игры и научиться подчиняться этой цели. Ребенок должен научиться планировать свою игру, чтобы планирование важнейших дел потом смогло войти в привычку.
# Необходимо постараться Вам неусидчивость ребенка перевести в целенаправленную игровую деятельность малыша со сверстниками и ровесниками дома, во дворе.
# Гиперактивного ребенка с ранних лет желательно занять каким-то видом спорта, доступным его возрасту и темпераменту.
# Не путайте гиперактивность с темпераментом ребенка, особенно тогда, когда в семье малыш холерик.
# Чтоб выработать у гиперактивного ребенка хоть какую-то усидчивость, необходимо приучать его играть помимо шумных игр в тихие, используя мозаику, лото и домино.
# Обычно эти игры учат также концентрировать внимание, что очень важно малышу особенно тогда, когда он поступает в школу.
# Гиперактивного ребенка можно отвлечь от «двигательной бури» рисованием и чтением любимых сказок.
# Желательно, чтобы малыш играл только с одной игрушкой. Не надо распалять его внимание на остальные. Малыш способен сделать только одно дело, посильное ему.
# Не раздражайтесь, если Ваш ребенок все делает наоборот. Спокойно повторите ему снова свое задание. Еще раз и еще. Спокойно объясните, покажите. Добейтесь, чтобы малыш справился с ним сам, пусть не сегодня-завтра... Вам надо только запастись терпением.
# Запомните, что все старания гиперактивного ребенка и даже слабые попытки что-то сделать, о чем просили Вы, необходимо сразу поощрить.
# Чтобы создать условия для концентрации внимания гиперактивному ребенку во время его деятельности, необходимо убрать лишнее, что может попасть ему на глаза.
# С таких позиций надо обставлять и комнату ребенка, продумав все до мелочей, вплоть до окраски потолка и стен.
# Просмотр телевизора необходимо максимально ограничить. Ни в коем случае малыш не должен видеть фильмы ужасов и криминальные истории с насилием.
# Не надо приглашать к себе большое количество гостей. Не надо брать с собой ребенка в шумные компании.
# Учите его сдерживать бурлящие эмоции и постарайтесь не выплескивать свои. Запомните, что ребенок подражает Вам. Поглубже прячьте свои раздражения и ярость. О том, что Вы жалеете его, малыш не должен даже догадаться.
# Пытайтесь погасить конфликты, в которые замешан Ваш ребенок, уже с момента первой искры.
# Жонглируйте довольно осторожно своими «можно» и «нельзя». Будьте последовательны и в наказаниях, и в поощрениях ребенка.
# Не забывайте то, что наказание словесною, телесною агрессией обычно вызывает идентичную ответную реакцию у малыша. Гораздо аффективнее наказывать ребенка лишением свободы действий и неподвижностью на многие часы.
# Если у Вас имеется хотя бы малейшая возможность, повремените с оформлением ребенка в детский сад.
КАК НЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО вести себя родителям с гиперактивным ребенком
# Рассматривать гиперактивность своего ребенка как шалость или баловство. # Пренебрегать советами врача.
# Неправильно дозировать лекарства. Давать их малышу, когда не назначают, и не давать, когда они необходимы.
# Все разрешать ребенку, что бы ни хотел он сделать, или совсем не разрешать ничего.
# Не убирать из поля зрения ребенка вещи и предметы, таящие опасность травматизма, и оставлять в доступном месте, на виду у всех, лекарства или вещества, которыми ребенок может отравиться.
# Воспитывать ребенка как придется, как вздумается каждому в семье.
# Не корригировать расстройства концентрации внимания, не реагировать на расторможенность и отвлекаемость ребенка, своими методами воспитания усиливать все эти нежелательные свойства.
# Не приучать ребенка к распорядку дня, к планированию и постановке цели его деятельности, не вмешиваться в эту деятельность.
# Не обращать внимания на игры малыша и поощрять его проказы.
# Не подбирать ему друзей.
# Оберегать от спорта.
# Специально перевозбуждать игрушками и телепередачами.
# Не вырабатывать усидчивость.
# Давать задания, которые он не сумеет сделать, и постоянно в связи с этим раздражаться.
# Выплескивать свои эмоции наружу по поводу или без повода, давая волю наказаниям, вплоть до побоев.
# Жонглировать своим «нельзя».
# Чрезмерно поощрять ребенка, когда он раздражает всех. Хвалить за шалости. Приветствовать непослушание.
# Не обращать внимание на ситуацию конфликта, в которой полностью повинен Ваш ребенок. Не принимать какие-нибудь меры, чтоб погасить конфликт.
# Наказывать и поощрять одновременно.
Если Вы сумели найти ключик к своему ребенку и направили его энергию в необходимое Вам русло, безусловно, Ваш малыш преодолеет основные негативные моменты, связанные с его гипердинамичностью, уже тогда, когда он пойдет в школу. Если Вам не удалось найти ключик к своему ребенку и Вы воспитывали его не так, как надо, приготовьтесь к самым неприятным и непредсказуемым сюрпризам, потому что Ваш малыш не только в первых классах школы, но и будучи подростком, может стать неуправляемым и навряд ли адаптируется к нормам общества, в котором ему надо будет жить.
Обращайтесь за советами при воспитании гиперактивного ребенка к педиатру, к педагогу, обязательно к психологу, а главное — к психоневрологу.
Ситуация для родителей
Пятилетний Костик пришел в гости к незнакомым людям и перевернул весь дом вверх дном: переставил стулья, отодвинул кресло, что-то вытащил из-под дивана, начал разбирать магнитофон. Мама, наблюдая за всем этим, только восторгалась своим сыном и встревоженной хозяйке объяснила, что все дети в этом возрасте такие, что у Костика нет ничего плохого на уме.
1. Правильно ли вела себя мама Костика?
2. Как бы Вы поступили на ее месте?
|