Когда я слышу о проявлении симптомов дискалькуляции у школьника, мне чаще всего вспоминается Александр Сергеевич Пушкин, страдающий этим недугом, но тем не менее ставший общепризнанным гением… Да, ставший общепризнанным гением потому, что не потерял чувство собственного достоинства и не снизил свою самооценку, учась в лицее, в котором все приветствовали его гуманнитарные наклонности, не придавая большого значения математическим способностям. А вот сегодня он вряд ли б справился со школьной программой и получил бы аттестат зрелости, не научившись толком считать. Но, слава богу, он родился в другие времена. Однако детям, рождённым в наше время, дискалькуляция лишь осложняет жизнь. Ведь эту неспособность ученика к математическим расчётам и вычислениям, большинство родителей и педагогов расценивают как проявление лени и отсутствие прилежания у школьника. И это несмотря на то, что уже несколько лет назад, британским нейрофизиологом Брайаном Баттервортом, обследовавшим около полторы тысячи кубинских детей, было доказано, что дискалькуляция – это не проявление лени, а симптомы болезни ребёнка. Ну, а если это болезнь, то вряд ли стоит из-за наличия её отравлять жизнь наших детей. Болезнь надо лечить, если это возможно, а главное – не допустить осложнений её. Ребёнку с дискалькуляцией надо помочь, чтобы он не попал в группу риска по развитию у него на этой почве чувства или же комплекса неполноценности. А это долг не только учителей, но и родителей школьника. Но, к сожалению, не все родители, а тем более учителя, соглашаются с выводами британского нейрофизиолога. Вот уже буквально битый час, как я пытаюсь объяснить молодой учительнице первоклассника Серёжи, что прилежание ребёнка в данном случае навряд ли значимо для овладения им навыками счёта, и лень тут тоже ни при чём, как и паясниченье, в котором она обвиняет также своего ученика. У мальчика – дискалькуляция, и это объясняет сразу всё. Скорее всего он из-за неё и начал вдруг паясничать перед детьми, чтобы хоть как-то им как-то понравиться, хоть как-то обрести себя, потому что… А что следует за «потому что» представить довольно легко – потому что он сломлен уже бесконечными нареканиями дома и в школе…постоянным ощущением себя хуже других… И подобное ощущение у ребёнка, знающего чуть ли не с момента рождения, что рождён он - стать гордостью своих родителей. Ну, а чем они могут гордиться теперь – его двойками по математике. И хотя у Серёжи большие успехи в театральной студии, которая ему очень нравиться, мама стала теперь угрожать ему, что придётся покинуть её до тех пор, пока он не исправит оценки. И ещё потому, что паясничать, научили его видно там. Ну, а как он исправит оценки, если их невозможно исправить…И при чём тут театральная студия… Да, действительно, вряд ли при чём. Ему этому жизнь научила…Он паясничаньем протестует, защищает себя в своём классе, защищает себя от друзей… Да, защитные реакции и реакции протеста против разных превратностей жизни могут быть в шутовсе и паясничанье… Но, как, как, объяснить это всё молодой, слишком правильной и педантичной учительнице, у которой не дискалькуляция, а диспонимание психологических особенностей маленького человечка, который понимает уже , что с ним происходит, после разговора со мной, гораздо больше, чем его первый педагог и родные мама с папой… К сожалению, таких Серёж на свете не сосчитать. И если не идти им навстречу, то это означает, что комплексу неполноценности дают зелёный свет. - Да, дают,- соглашается со мной мой внезапный собеседник, молодой критик, хорошо известный уже в определённых литературных кругах. - Когда я вспоминаю свои школьные годы, то до сих пор начинаю дрожать от этого кошмара. Понимаете, каждый день – как на плаху…Каждый день, как на самоубийство. Если бы не писал стихи и не мечтал бы стать поэтом, просто повесился бы…Нет, то что я чувствовал и испытал, словами передать невозможно. Не понимаю, как выжил и выдержал всё. Хорошо, что родители не ругали за двойки, а иначе бы… Меня столько критиковали мои педагоги, что, усвоив всё это, решил вместо поэта стать критиком. Было трудно представить, что будет со мной, если вдруг будут критиковать за стихи…Теперь я критикую…А всем школьникам просто сочувствую… Критику двадцать пять…Он нашёл в себе силы выдержать, победив. Ну, а если бы не нашёл…И всё только лишь из-за самых рутинных «2 плюс 2…». Стоит ли из-за этого взрослым ломать жизнь детей…, когда кроме какого-то счёта жизнь даёт горизонты возможностей. И у всех нас есть шансы найти там свою, если не допустить, чтобы неполноценность, стала властвовать над судьбою людей.
|