Если бы только родители- перфекционисты ( стремящиеся лишь к совершенству), хотя б чуточку понимали, на что они толкают своих детей, заставляя их следовать по своим следам, может быть на белом свете было бы меньше несчастных людей, а вернее людей-неудачников. Но родителям-перфекционистам этого не понять, потому что у них особая логика и особые взгляды на жизнь, по которой должны они мчаться лишь на белых конях победителей… А для этого надо уже с малолетства сесть, хотя бы на белого жеребца… И ребёнку помочь в этом могут родители. А вернее, не могут – должны. Это кредо – родителей – перфекционистов, требующих от своих детей каскада успехов во всём, забывающих, что одно из значений слова каскад, его главных оттенков, – низвергаться уступами, …вовсе не возвышаться всё выше и выше…низвергаться уступами К сожалению, нечто подобного низвержения и ожидает большинство из детей родителей-перфекционистов, не сумевших оправдать ожидание своих мам и пап относительно своей уникальности и отличия от остальных. И чаще всего такой уникальности от собственного ребёнка родители требуют в его учебной деятельности. Ребёнок –перфекционист во всём должен быть лучше других и опережать своими успехами всех остальных. Но кто же – те остальные, которых он должен опережать? И сколько их рядом с ребёнком? - У Веты моей просто глаза на мокром месте, - сердито жалуется мне уверенная в себе женщина на свою плачущую дочь, вместо того, чтобы утешить девочку. – Как сделаешь ей замечание, ревёт, а надо бы ей следовать советам. Безвольная, и больше ничего. Лишь только ноет, а не делает… И сколько я не объясняю ей, что она может провести всю жизнь свою на задворках, если не сможет научиться опережать других, не понимает. - А в чём она должна опережать? - Во всем! Во всём, где появляются соперники. - А можно поконкретнее? - Пожалуйста, если вам это ещё не понятно. Соперники её-все дети в классе. - Ну, почему ж…соперники? Друзья… - Друзья не могут просто быть друзьями. Они помимо этого соперники и конкуренты. Даже их двух друзей кто-то ведущий и ведомый. Так вот, я требую, чтоб Вета была всегда во всём ведущей – в учёбе, в дружбе, понимаете, везде… - Не понимаю. А если у неё нет данных к этому, таланта. И почему нельзя ей быть на равных, опережая лишь кого-то только в том, к чему есть у неё способности. Я знаю, Вете равных в классе нет по математике. Пусть развивает она этот дар. - Но в табеле не только математика, там ещё есть и многое другое, хотя бы география, в которой она никак не может победить учителя. - Что значит победить? - Заставить в табеле поставить ей отлично. - Заставить своего учителя…Я правильно вас поняла. - Почти. Заставить – значит убедить, что знаешь на отлично. А Вета это сделать не смогла, и у неё четвёрка. - Но ведь четвёрка же прекрасная оценка. - Она прекрасна для других, но не для Веты. И помогите мне, пожалуйста, её сегодня в этом убедить. Я думаю, что вряд ли смысл есть продолжить описание беседы. В ней всё сводилось только к одному, чтоб девочка была лучше других, и даже в том, где не могла быть лучше. Да, ей легко давались математика, литература, языки, но…география – никак. Она готовила домашнее задание по ней, заранее предполагая, что завтра не получит нужную оценку, учитель снова придерётся к ней. Однако Вета также уже знала, что придерётся он не просто так, а будет за что к ней ему придраться. Она вновь что-то перепутает и объяснит не так. Ну, не даются ей материки и страны. Но разве маме с папой это объянишь, ведь даже, когда у неё всё получается «о, кей!», она лишь слышит от них - что могла бы сделать всё гораздо лучше. Но где границы лучшего? Где? Где? И есть ли все они на самом деле? И Вета, несмотря на прессинг требования родителей, так и не смогла оправдать их высокие ожидания, подсознательно выбрав путь психологической защиты своего постоянного уязвлённого «Я», в виде психосоматических нарушений, проявлявшихся под маской всевозможных заболеваний, серьёзный диагноз которых не подтверждали данные обследования. Но даже это неподтверждение требовало обследование Веты, по поводу которого она пропускала школу. А раз много болела и из-за этого пропускала занятия, у неё было веское оправдание и для себя, и для родителей - почему не могла быть отличницей в школе. И хотя эти странные заболевания постоянно лишь выводили маму девочки из себя, даже ей было вряд ли под силу - запретить болеть дочери или требовать от больного ребёнка заниматься лучше других, здоровых детей. Тем более, что Вета уже и так отличалась от этих других, здоровых детей в классе, своими бесконечными пропусками уроков по важной причине, а главное – своим комплексом неполноценности по сравнению с ними. Этот комплекс поддерживало преследующее её чувство вины из-за неоправдания высоких ожиданий своих родителей, мечтающих иметь «идеальную» дочь, «идеальную», согласно их неидеальным жизненным установкам, заставляющих испытывать свою единственную дочь постоянное чувство тревоги и симптомы психо-эмоционального стресса. Само слово «перфекционизм» в переводе с латыни означает что-то вроде абсолютного совершенства. Но разве абсолютное совершенство достижимо? Конечно же нет. И стремление к нему не имеет предела, а если и имеет, то предел, демаркационную линию которого очертил себе сам человек, исходя из своего понимания этого совершенства. А родители, воспитывающие ребёнка перфекционистом, навязывают ему свой предел и свою демаркационную линию, свой старт и свой финиш, всё то, что не всегда совместимо с особенностями личности этого ребёнка, из-за чего он должен «спасать» сам себя от собственной мамы и собственного отца. Короче говоря, сегодняшний перфекционизм сегодняшнего человека подчёркивает лишь несостоятельность его стремлений к достижению абсолютного совершенства…Напрасные, бесполезные стремления к осуществлению напрасных ожиданий… И к сожалению этому посвящается вся жизнь взрослых людей, в которую втягивают и ребёнка.
|