Я люблю тебя, мой Шалунишка!
Cайт Аллы Баркан и Международного Союза родителей
Четверг, 2024-04-25, 7:08 PM

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Союз родителей
Мои статьи [106]

Категории раздела
Мои статьи [106]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 288

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

КРИЗИС ДЕТЕЙ СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
 
НЕ ЗАБУДЬТЕ ЗАКАЗАТЬ НОВУЮ КНИГУ АЛЛЫ БАРКАН "ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О СЕМЕЙНОЙ ЭМИГРАЦИИ С ОБРАТНЫМ БИЛЕТОМ. РУССКОЯЗЫЧНЫЙ - ДВУЯЗЫЧНЫЙ РЕБЁНОК" ПО АДРЕСУ  unionrod2010@yandex.ru ИЛИ ЧЕРЕЗ РАЗДЕЛ " ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ" САЙТА. КНИГА ЕСТЬ ТОЛЬКО У НАС.
 
                                                   КРИЗИС ДЕТЕЙ СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
 
По мнению учёных, кризис ребёнка семилетнего возраста чаще всего протекает не так бурно, как кризис трёхлеток или кризис детей подросткового возраста. Но кризис есть кризис, и хочешь того или нет, один этап детства в результате его сменяется другим. А главное, что происходит во время кризиса детей семилетнего возраста ( сейчас часто и шестилетнего), так это то, что у ребёнка практически уже завершается период эгоцентризма, и он уже более трезво начинает смотреть на жизнь, разделяя её наконец на внутреннюю и внешнюю, теряя свою непосредственность и наивность.
 Прощаясь со своим эгоцентризмом, дошкольник начинает понимать, что кроме его точек зрения на что-то, есть и другие точки зрения других людей, поэтому ему необходимо предвидеть разные последствия своих желаний и поступков, осмыслить все свои переживания.
 По мнению ряда психологов, « симптом потери непосредственности» свидетельствует о том, что ваш ребёнок наконец задумывается о роли своей деятельности для него – нужна ли она ему в самом деле, что принесёт она ему, и стоит ли её вообще осуществлять. Иначе говоря, ребёнка уже волнует так же смысл поступка. До кризиса же это ему было недоступно. А почему, да потому что ваш дошкольник уже созрел до «нового» мышления, вернее, до качественного изменения своего мышления, позволяющего производить ему теперь умственные операции, свойственные операциональному мышлению младшего школьника, а не совершать лишь символические действия, которые он использовал раньше, свойственные интуитивному и наглядному мышлению детей дошкольного возраста.
 За весь период дошкольного детства ваш ребёнок изменился не только внешне и физически, но и внутренне - в различных сферах личности – от эмоциональной до интеллектуальной. А это свидетельствует о том, что у него уже появились новые возможности, а значит также – новые потребности и новые ценности жизни. И если раньше он мир познавал в игре, теперь уже игра не в состоянии помочь ему познать всё, что вокруг него.
 Ребёнку захотелось заглянуть в суть всех событий и явлений. Короче говоря, у вашего ребёнка появилась иная внутренняя жизнь – жизнь переживаний, влияющая также на его внешнюю жизнь. И эти новые переживания сопровождаются более зрелым отношения к себе и формированием своего «Я», своей самооценки, уверенности в себе…Дошкольник-школьник становится самолюбив.
 Обычно в этом возрасте ребёнок уже не просто рад и огорчён, а понимает, что он рад и огорчён, так же как начал понимать, вернее стал осознавать, другие свои чувства и эмоции. Да, раньше он не понимал их, как сейчас, и не осознавал, поэтому они сменялись у него по тысячу раз в день, мигая как гирлянды – смех…плач…плач вместе с смехом…смех вместе с плачем.
 Ему был свойственен коктель поверхностных эмоций…Сейчас же появилась глубина. И если он печален, так печален, и смех не может вклиниться в печаль... Помимо этого ему вдруг стал подвластен самоконтроль своих эмоций, а это в самом деле не легко.
 Симптом « потери непосредственности» вашего ребёнка свидетельствует, что он вырос из одежды дошкольника, нуждаясь в социальной роли школьника, а значит – в статусе ученика. Но чтоб он справился с подобной ролью, он уже должен научиться подчиняться правилам, иначе говоря, освоить нормы произвольного поведения. По мнению Д.Б Эльконина появление произвольного поведения у ребёнка свидетельствует о наличии социальных отношений между ним и взрослыми людьми. А количество таких людей увеличивается с каждым днём – от родителей до педагогов, от соседей до детских врачей…
 По мнению Л.С. Выготского, впервые акцентирующем внимание на кризисе детей семилетнего возраста , одним из главных симптомов этого кризиса является казалось бы ничем не мотивированное изменение поведения ребёнка, выражающееся чаще всего капризностью, паясничаньем, кривлянием, клоунадой, манерничанием, и вызывающее осуждение всех окружающих его людей.
 Наверное, в те годы, когда Л.С. Выготский описывал этот кризис ( около 70 лет тому назад), это был очень важный симптом. Но в последнее время, это кризисное изменение поведения детей шести-семилетнего возраста приобрело несколько иной характер. Во всяком случае в моих диссертационных наблюдениях, связанных с такими детьми во время нахождения их в подготовительной группе дошкольного учреждения и адаптации к школе, процент «паясничающих» дошкольников или школьников был уже невелик ( правда учёный подчёркивал, что подобное наблюдалось у детей, имеющих трудное детство, сейчас же количество таких детей резко уменьшилось), но было много детей, которые боялись, что не справятся с социальной ролью учеников, и это также отражалось на их поведении, имеющем несколько иные нюансы.
 Причём этот страх нагнетали им, не задумываясь об этом, как воспитатели детских садов, так и собственные родители, пугающие ребёнка возможными неудачами в школе. И это тогда, когда он наконец сам «дозрел» до самой реальной учебной деятельности, отличной от зачатков её в условиях детского сада.
 Поэтому у многих из этих детей, ещё до посещения ими школы, уже отмечался высокий уровень школьной тревожности, изменяющий их поведение не в лучшую сторону . Однако изменение поведения такого ребёнка было связано чаще всего с желанием этого дошкольника как можно дольше отсрочить момент поступления в школу из-за боязни не оправдать ожидания своих родителей, превышающих возможности ребёнка, о которых он ,в отличие от мамы с папой, знал больше их. Безусловно, и в подобном поведении нередко тоже главенствовали капризы ребёнка, но…капризы, имеющие под собой несколько иную почву.
 А визитной карточкой этих детей, в зависимости от особенностей их характера и темперамента, становились - неадекватные раздражительность и нервозность, замкнутость и пугливость, а временами и инфантильность, уже почти не свойственная им до этого, не говоря уже о многом другом…
 Но в то же время такого дошкольника, стоящего на пороге школы, уже вряд ли можно заставить снова вернуться в свою прошлую жизнь, в свои дошкольные игры, почти переставшие интересовать его, а вызывающие даже иронию… Зато учебная деятельность начала притягивать его даже не в рамках школы.
 Подобная перемена ведущей деятельности ребёнка конечно же требует от него и нового поведения, соответствующего этой деятельности, которым ещё просто не научился управлять дошкольник или же первоклассник, не зная, как лучше себя вести. Отсюда - и различные парадоксы в поведении многих детей во время кризиса семи лет. А ведь учебная деятельность в условиях школы – не просто учёба, но и обучение компромиссам с учителем и одноклассниками, с жаждой независимости и необходимостью послушания педагогу, с сотрудничеством со сверстниками и сопернической конкуренцией с ними. Но такое не всегда подвластно и взрослым.
  Тем не менее этот кризис способствует предпоссылкам для этого, и на уровне поведения тоже... В то же время, ребёнок, «созревший» до поступления в школу, уже понимает, что надо учиться, чтобы научиться чему-то новому и очень важному для его дальнейшей жизни.
 Иначе говоря, меняется мотивация дошкольника-школьника. Ребёнок жаждет взрослости, считая, что учёба – это путь к её вершинам. В любом случае, кризис семилетнего возраста отражается и на поведении ребёнка, суть изменения которого заключается в потере им своей наивности и непосредственности.
 А вот симптом «горькой конфеты», связанный с обобщением переживаний, имел место и в наших исследованиях. В то время как о высокой тревожности ребёнка свидетельствовали данные тестов, дети пытались скрыть свои страхи, маскируя их чем угодно, от окружающих их людей. Правда, маскируя, не шутовством, а наигранным безразличием или излишней серьёзностью, не следуя установкам родителей или педагогов, становясь временами почти неуправляемыми взрослыми людьми. Однако это можно связать также с тем, что во время и после кризиса семи лет отношение детей к взрослым начинает меняться, и ребёнок более критично относиться к значимым для него взрослым, и особенно к родителям, придавая немаловажное значение авторитету своих первых учителей.
 Итак, подведя итог всему вышесказанному,становится ясным, что даже такой «тихий» кризис в жизни ребёнка протекает не так уже и бессимптомно, как кажется на первый взгляд. А чтобы ещё раз убедиться в этом, давайте рассмотрим и повторим, что всё же, по мнению Л. С Выготского, относится к самым главным особенностям кризиса детей семилетнего возраста. В чём суть его:
 А. Переживания ребёнка качественно меняются, приобретая особый смысл, и между этими переживаниями устанавливаются уже новые связи.
 У шестилетней Олеси всегда было хорошее настроение, когда ей дарили любой подарок, любую мелочь, хоть она и не понимала почему, ей это доставляет такое удовольствие. А на все расспросы по этому поводу девочка каждый раз пыталась отговориться одним и тем же – у меня же раньше не было этого, а теперь есть. Это же хорошо! И только кризис дал на всё ответ,
 – Я радуюсь, когда мне что-то дарят. Я радостная, потому мне хорошо.
 Конечно же Олеся и раньше говорила – я радуюсь или сержусь, я злюсь, боюсь…Она рассказывала о своих переживаниях, но не могла их правильно связать друг с другом. Сейчас же поняла из-за чего ей радостно и грустно, и почему боится или злится…
 Б. Возникает обобщение переживаний, приводящее к логике чувств.
 Невольно вспоминается случай возникновения комплекса неполноценности у ребёнка во время кризиса семилетнего возраста. До этого кризиса Петенька, как все называли его, был маленьким, да удаленьким. Смышлённый дошкольник был ниже всех в подготовительной группе детского сада, хотя и опережал большинство своих ровестников по многим навыкам и умениям, особенно в спорте. Поэтому его «нижеростовость» практически не омрачала мальчишеской жизни, за исключением тех мгновений, когда кто-то, желая обидеть его, называл мальчика «коротышкой».
 Конечно же Петю огорчали эти слова, но…не надолго, через минуту, он , забывая о них, продолжал мирно играть со своими обидчиками, как будто бы с ним ничего не случилось. Но…, когда наступил кризис семилетнего возраста, мальчика словно бы подменили. И теперь он не только не мог простить детям все обидные слова в свой адрес, связанные с его ростом, а готов был выяснять с ними отношения, пуская даже в ход кулаки.
 А возникшее обобщение переживаний после разных намёков ровестников на его низкий рост привело к появлению у него чувства неполноценности, начавшее перерастать в комплекс неполноценности. Таким образом логика чувств заставило его посмотреть на себя и всё происходящее с ним другими, более пасмурными глазами, что до кризиса ему было просто неведомо.
 В. Возникает борьба переживаний. Нет, нет, это не колебания Буриданова осла, это истинная борьба переживаний, когда одно побеждает другое, несмотря на соблазн для ребёнка и того, и другого.
 Кирилл любит и маму, и папу, хотя они уже давно не живут вместе, и мама всё время говорит ему, что виноват в этом его отец. Да, мальчик живёт с мамой, обиженной чем-то папой. И хотя понимает, что мама больше папы заботится о нём, и очень любит его, по первому зову папы, у которого уже есть другая семья, несмотря на слёзы в маминых глазах, готов с ним идти куда угодно, оставляя надолго маму одну.
 Но недавно, недавно…Кирилл вдруг понял, как маме обидно и тяжело в такие моменты, когда он, забывая о ней, проводит часы вместе с папой, постоянно ругающим маму – что она плохо кормит и одевает его, хотя мальчик одет и накормлен, как все в их первом классе.
 И теперь, несмотря на любовь к папе, он не хочет бежать к нему, как и раньше, по первому зову, а прежде ,чем согласиться на новую встречу, советуется со своей мамы. И если чувствует, что ей в этот день не хотелось бы этого, просит папу отложить встречу с ним на какое-то время, хоть постоянно мечтает о ней, и ему самому бы хотелось увидеть отца в этот день. Но он стал понимать, что бывают моменты, когда можно чуть-чуть потерпеть.
 Г. Появляется истинная самооценка и проявляется самолюбие ребёнка. Он сам себе уже даёт все установки на успех, даже тогда, когда родители такого от него не требуют, и не воспитывают его как перфекциониста.
 Маму Людочки очень волнует, что её дочь с первых дней посещения школы боится получить плохую оценку, хоть оценки вообще первоклассникам пока не выставляют. Да и мама, и папа говорят ей всё время, что важна не оценка, а знания. Но тем не менее, Людочка то и дело спрашивает родителей – будут ли они её также любить, как сейчас, если вдруг она станет плохой ученицей. А услышав, что для мамы и папы её оценки не будут иметь никакого значения, тем более, что она очень умная девочка, и хорошо справится с учёбой, Людочка, вздыхая, отвечает им:
 - А если не справлюсь? А вдруг буду хуже других? Нет, нет, я должна учиться только на отлично.
И мама боится, что её дочь из-за этого будет испытывать стресс, обвиняя себя в том, что когда-то рассказала Людочке, как хорошо училась в школе сама. И хотя рассказ матери в самом деле мог заставить ребёнка захотеть подражать ей, тем не менее и без него слишком правильно воспитанная девочка всё равно бы , скорее всего, в это кризисное время дала бы самой себе установку на успех, которой требовало бы её самолюбие.
 Да, действительно, самолюбие ребёнка в этот кризисный период, а тем более и после него, требует, чтобы он был успешным, и не хуже других, заставляя его постоянно думать и анализировать – какой я?..., я могу…?
 Отвечая на эти вопросы, ваш ребёнок желает ответить - я хороший, успешный, я лучше других, или же – я могу быть хорошим, успешным и лучше других…Я могу сделать то, я могу сделать это, я могу в первом классе учиться , как все, даже лучше других…Я могу, я могу, я могу…!
 Причём этому способствует уже не просто завышенная самооценка дошкольника, а реальная самооценка ребёнка, желающего стать совершеннее, чем он был раньше.
 
                                                                           * * *
 
  Итак, давайте ещё раз представим, что происходит с нашими детьми во время кризиса семилетнего возраста. Родителям и педагогам желательно знать и помнить, что в этот период происходит:
 Завершение периода эгоцентризма.
 Потеря непосредственности и наивности ( симптом потери непосредственности).
 Разграничение внутреннего и внешнего мира ребёнка.
 Переживания ребёнка приобретают особый смысл.
 Между переживаниями образуются особые связи.
 Возникает обобщение переживаний, приводящее к логике чувств.
 Возможна «борьба» переживаний.
 Волнует смысл поступка.
 Качественное изменение мышления ( интуитивное и наглядное (дооперациональное мышление) сменяется операциональным).
 Формируется своё «Я», самооценка.
 Появляется желание узнать – какой Я?
Появляется чувство уверенности в себе.
Проявляется самолюбие.
 Возможен самоконтроль своих эмоций.
 Изменяется поведение ребёнка, не всегда будучи естественным.
 Возможен симптом « горькой конфеты».
 Изменяется мотивация ребёнка – надо учиться.
 Появляются предпоссылки для выполнения социальной роли ученика.
 Появляется критичное отношение к окружающим детей взрослым и к своим родителям.
 Возрастает авторитет педагогов ( от воспитателей до первых учителей).
 
                       КАК ПОМОЧЬ СПРАВИТЬСЯ ВАШЕМУ РЕБЁНКУ С КРИЗИСОМ СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
 
                       Как желательно вести себя родителям во время кризиса ребёнка семилетнего возраста.
 
 Так как этот кризис лишь подчёркивает нормальное развитие вашего ребёнка, родителям необходимо знать все особенности проявления его, и лишний раз не показывать свою власть над детьми, наказывая их за неестественное поведение, за критику взрослых, за нежелание идти в школу.
 Старайтесь не уязвлять самолюбие ребёнка.
 Не снижайте самооценку таких детей.
 Не соперничайте с авторитетом педагогов вашего ребёнка.
 Не ревнуйте детей к другим значимым для них людям .
Старайтесь поддерживать дома спокойную дружескую атмосферу.
 Объясняйте ребёнку всю важность его социальной роли ученика .
Помогайте справляться ему с этой ролью.
 
                        Как не желательно вести себя родителям во время кризиса ребёнка семилетнего возраста.
 
Относиться к ребёнку так, как будто бы с ним ничего нового не происходит, что он такой же, как и прежде, наивный, непосредственный малыш.
 Ругать, наказывать за неестественное поведение, за критику взрослых, за нежелание идти в школу .
Преднамеренно уязвлять самолюбие ребёнка и снижать его самооценку, пугая предстоящими трудностями в школе.
 Не пытаться понимать проблемы своего ребёнка
 
НЕ ЗАБУДЬТЕ ЗАКАЗАТЬ НОВУЮ КНИГУ АЛЛЫ БАРКАН " ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О СЕМЕЙНОЙ ЭМИГРАЦИИ С ОБРАТНЫМ БИЛЕТОМ. РУССКОЯЗЫЧНЫЙ - ДВУЯЗЫЧНЫЙ РЕБЁНОК" ПО АДРЕСУunionrod2010@yandex.ru ИЛИ ЧЕРЕЗ РАЗДЕЛ "ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ" САЙТА, КНИГА ЕСТЬ ТОЛЬКО У НАС.
Категория: Мои статьи | Добавил: Barkan (2011-01-30) | Автор: алла
Просмотров: 10050 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 Кира  
Прекрасно!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Cчетчик Openstat

Друзья сайта
  • Бим-Бад Б.М. Педагогика
  • Образовательный портал «Внешкольник.ru»


  • Copyright A. Barkan © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz