О ВРЕДНЫХ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРИВЫЧКАХ У ДЕТЕЙ ( какие на вкус пальчики и ногти)
Да, да, у вашего ребёнка есть вредные привычки? Нет, не курение и не алкоголизм, конечно. Сосание большого пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец, раскачивание головой и туловищем, выдёргивание волос.. Какие-то навязчивые движения и действия, похожие на ритуалы. О чем они свидетельствуют и говорят? Серьезно ли это?
Серьёзно. Потому что подобные патологические привычки лишь просто вуаль, скрывающая истинные страдания ребёнка, вынужденного прикрывать ей свою неудовлетворённость сегодняшней жизнью, о которой не может сказать вслух. Патологические привычки - лишь макияж высокого нервно- эмоционального напряжения ребёнка, отдушина этого напряжения, пытающаяся примерить малыша с неудовлетворяющей его действительностью.
И эти привычки, как правило, «создают» сами родители. Одна из главных причин такой привычки – родительское безразличие и нелюбовь. И это - главный пусковой механизм. Любой малыш интуитивно чувствует даже завуалированную нелюбовь.
А если явное неприятие? Наверное, нашего воображения не хватит на то, чтобы представить себе, как страдает ребенок, какие переживания беспокоят его, какую душевную боль испытывает он. И всё это легко нивелировать во время сосания пальца. Присмотритесь к Вашему малышу в эти моменты: он как будто бы забывается, прикрывая глаза, отключаясь от внешнего мира и даже причмокивая от удовольствия, словно испытывает блаженство.
Сравните такое состояние ребенка с тем, в каком Вы привыкли видеть его ежедневно: неторопливый «копуша», вечно тосклив, вечно печален, вечно серьезен, не улыбнется даже, а не то чтобы высказать удовольствие.
И вдруг такая метаморфоза. Притворщик, что ли? Нет, не притворщик, просто способ самозащиты и утверждения своего «я». Когда-то, сразу же после рождения, благодаря сосанию груди Ваш младенец удовлетворял таким способом почти все свои еще немногочисленные жизненные потребности, причем не только в получении пищи, но и в чувстве защищенности возле теплой материнской груди.
Защищенности от кого или же от чего? Да, от окружающего его мира, неизвестно как относящегося к нему. Акт сосания делал его независимым от невзгод этого мира. А если это было тогда, так почему бы подобное не перенести и на сегодняшний день. И какая разница, что сосать. Разве мама даст теперь ему свою грудь? Он же не маленький. Да и пальчик его так похож на сосок.
Как неудовлетворенный инстинкт сосания, привычка сосания пальца уже проявляется с трех месяцев жизни, когда младенец способен так управлять своими движениями, что может попасть даже пальчиком в рот.
Обычно к году все это проходит. Когда же привычка не исчезает в указанный срок, перешагнув из раннего в дошкольное детство, или, исчезнув, возникает вновь после трех лет — это сигнал дискомфорта ребенка. Что-то его беспокоит, что-то неладно, что-то не так. И малыш пытается успокоить себя одним из немногих, но доступных ему действий.
Если ребенок к тому же впадает в младенчество (частично утрачивает приобретенные навыки, более детской становится речь), это свидетельство явного неблагополучия, что-то жестоко травмирует психику малыша.
Что же способно травмировать психику, если ребенок как будто желанный? Прежде всего, отсутствие ласки и теплоты при общении с ним, ссоры родителей, их конфликты, разводы, предоставление малыша самому себе.
Дефицит детского общения и игрушек, строгость родителей, их постоянные «нельзя». И самое главное, если в семье есть алкоголик. Этим детям сосание пальца компенсирует недостаток внимания, уменьшая их одиночество и неразделенность чувств.
В основном сосут пальцы ослабленные болезнями дети, с частыми простудными заболеваниями, глистными инвазиями, кишечными инфекциями и невропатией.
При алкоголизме родителей предпосылкой этой привычки может быть минимальная мозговая недостаточность. Дети могут сосать не только палец, но и угол одеяла, а также другие попадающие под руку вещи, правда, обычно одни и те же.
Одновременно с сосанием пальца многие малыши делают и еще какие-нибудь навязчивые движения (гладят уши, ковыряют в носу, «шмыгают носом», облизывают губы и т. д.). Очень часто эти движения закрепляются по типу образования условных рефлексов.
Например, повторяющийся по нескольку раз в год насморк переходит в привычку «шмыгать носом», а часто пересыхающие губы — к облизыванию их. Чем старше ребенок, тем явственнее и момент подражания в происхождении подобных привычек, особенно если малыш увидел нечто похожее у другого ребенка или взрослого.
Пытаясь утешить себя и найдя какой-либо из «действенных способов», Ваш ребенок способен использовать его долгое время. И если Вы, раздражаясь, стараетесь отучить его от всего этого, стремящийся завоевать Ваше внимание малыш вдруг понимает, что это внимание им уже завоевано.
Пускай не такое, как очень бы хотелось, но все-таки, все-таки... Раз Вы вдруг заметили, что он сейчас делает что-то не так, так все-таки Вы обратили внимание уже на него. И будете долго еще обращать, пока он «сосет» свои пальцы... И он продолжает «сосать», а Вы кипятитесь, но безрезультатно.
Иногда волнует родителей и привычка грызть ногти. Появление этой привычки — признак нервности и беспокойства. Ногти «сами» грызутся и «сами» кусаются, дети даже не знают «когда». А «когда» — это или волнение, или же возбуждение, приносящее беспокойство. Разговор, выступление, ожидание, просмотр фильма — все, тревожащее ребенка, может сопровождаться грызением ногтей, особенно в тех случаях, когда малыш честолюбивый, а мама с папою хотят в нем видеть «вундеркинда», перегружая его интеллект без меры.
И этим еще более усиливая нервное напряжение ребенка, превращая все в заколдованный круг. С одной стороны, родители возмущены «дурной» привычкой дошкольника и требуют ее прекращения, с другой — своими непомерными притязаниями культивируют ее. И все это ложится на хрупкие плечи ребенка, ведь больше всего Ваш малыш, а тем более старшие дошкольники боятся не соответствовать ожиданиям родителей, упасть в грязь лицом перед ними, не понимая, что чаще всего у их родителей к ним слишком завышенные требования из-за своих неудовлетворенных амбиций.
И если ребенок даже интуитивно чувствует, что он не оправдывает их ожидания, рождающееся чувство вины заставляет его самого уже как-то наказывать себя, хотя бы этими «саморазрушительными» привычками, из которых грызение ногтей не самая вредная. Нередки случаи, когда такие дети причиняют себе боль, выдергивая волосы, ресницы, брови, обдирая ногтями кожу на губах и даже кусая самих себя.
Кто прав здесь и кто виноват? Но надо помнить, что обычно это происходит в те моменты, когда ребенок Ваш испытывает стресс.
КАК ЖЕЛАТЕЛЬНО вести себя родителям с ребенком, имеющим патологические привычки
# Попытаться понять, что его беспокоит и тревожит. Может быть, он чего-то боится.
# Не сердиться, за это его не ругать, не кричать на него и не требовать, чтоб малыш дал Вам «честное слово», что он больше не будет... Ему просто еще это слово очень трудно сдержать. А не сдержит — вновь будет тревожиться.
# Поддержать его веру в себя. Успокоить, обнять, объяснить, что все это пройдет в скором времени.
# Лишний раз похвалить и отвлечь любым способом от его мрачных мыслей.
# Не наказывать. Не превращать слово «нельзя» в главное слово при общении с малышом.
Не заострять свое внимание на вредных привычках ребенка, особенно в присутствии посторонних, а чаще всего просто «не замечать» их.
# Пересмотреть стиль своего воспитания, прежде всего тогда, когда Вы боитесь избаловать малыша.
# Балуйте своего ребенка в разумных пределах и больше всего своим родительским вниманием, но... не гиперопекой.
Придумать взамен сосанию пальца, грызению ногтей что-то другое приносящее ребёнку удовольствие.
# Сделать жизнь приятной, а главное — полюбить его, но безоценочно, а не за высокие показатели его достижений в рисовании, музыке и т. д. Задавайте все чаще и чаще себе вопросы: кому больше нужны эти успехи — Вам или же малышу?
# Снизить планку родительских требований, исходя не из Ваших желаний, а лишь только из самых реальных возможностей Ваших детей.
# Придумать какую-нибудь захватывающую ролевую игру, например в парикмахерскую, но где делают маникюр только детям с красивыми ногтями и не влажными пальчиками. Или предложите покрасить ногти каким-нибудь необыкновенным лаком, который сохраняется только на целых ногтях.
# Покупать ему различные игрушки, которые могут стать героями придуманных им с Вами сказок, где у многих персонажей встречаются такие же проблемы, как и у него. Причем эти проблемы легко разрешимы.
# Наладить его детские контакты. Но если есть среди его друзей ребенок, которому он подражает, перенимая его вредные привычки, на время прекратить с ним встречи.
# А при грызении ногтей сверх этого уменьшить все его интеллектуальные нагрузки. Если патологические привычки связаны с неотреагированной агрессией, научить ребёнка доступными для него способами выплёскивать свой гнев – от швыряния специальных подушечек до куклы для битья и выкрикивания гневных слов в пустой комнате.
# Исключить на время возбуждающие мероприятия, вплоть до просмотра захватывающих фильмов и чтения страшных сказок.
# Установить с ним самые доверительные отношения.
# Научить не плохими привычками, а нужными словами облегчать свое состояние и гасить мучащую его тревожность.
# А главное — не показывайте вида, что Вас волнует новая привычка Вашего ребенка. Не охайте, не ахайте в присутствии детей. Не закрепляйте этим вредную привычку на длительное время. А лучше разберитесь: откуда, почему?
# Когда самим Вам это не под силу, на помощь должен прийти специалист.
КАК НЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО вести себя родителям с ребенком, имеющим патологические привычки
# Раздражаться и злиться на него.
Требовать, чтобы он прекратил это делать, чтобы дал слово, что «больше не будет». Акцентировать своё внимание и ребёнка, а также внимание посторонних на патологической привычке дошкольника или младшего школьника.
# Пытаться эту вредную привычку запретить и переломить ребенка, не думая о том, что своими действиями Вы лишний раз лишь привлекаете к этому внимание малыша.
# Не искать истинных причин появления подобных привычек, почему Ваш ребенок испытывает стресс. Не обращать внимания на его проблемы.
# Культивировать чувство вины в нем за невыполненные им обещания, что он не может справиться с тем, что ему поручили.
# Постоянно контролировать и угрожать.
# Быть жестоким с ним, часто наказывать.
# Не ласкать.
# Забинтовывать пальчики или мазать их неприятными веществами ( горчицей).
# При грызении ногтей разжигать честолюбивые мотивы.
# Всегда и постоянно во всем подчеркивать свою нелюбовь.
Ситуация для родителей
Когда впервые мама Даши сказала дочери о том, что ей придется сдать экзамен в подготовительный класс музыкальной школы и не ударить в грязь лицом, то Даша очень испугалась, что не сумеет это сделать.
С тех пор прошла уже неделя, а Даша до сих пор боится и постоянно беспокойна. И вдруг сегодня мама Даши заметила, что ее дочь все время грызет свои ногти. И ногти выглядят ужасно.
С такими стыдно прикоснуться вообще к любому инструменту. Она набросилась на Дашу и стала девочку ругать. А Даша, плача, причитала, что и сама не понимает, зачем «грызутся» ее ногти, и, ничего не замечая, их снова продолжала грызть.
1. Почему у Даши появилась такая вредная привычка?
2. Правильно ли поступила мама Даши?
3. Как в данной ситуации поступили бы Вы?
|