ЧТО МЫ ОБЫЧНО ПОДРАЗУМЕВАЕМ ПОД ВОЗРАСТНЫМ ЭГОЦЕНТРИЗМОМ.
Так как одним из самых главных факторов риска, мешающих проявлению эмпатии ребёнка к своим родителям, является возрастной эгоцентризм, давайте разберём с вами, что это такое.
Если даже безоценочная любовь родителей не способна развивать в полной мере эмпатию из-за возрастного эгоцентризма, то нам надо понять – почему, и что представляет собой этот эгоцентризм, а также, когда он возникает?
По мнению знаменитого швейцарского учёного Жана Пиаже, эгоцентризм – это одна из особенностей дооперационального мышления ребёнка. Пиаже разделил процесс интеллектуального развития ребёнка на 4 периода.
Первый период – сенсомоторный, период младенчества, к концу которого малыш начинает понимать мир при помощи символов.
Второй период интеллектуального развития ребёнка – период дооперационального мышления, во время которого дети раннего возраста и дошкольники всё больше и больше познают мир, благодаря прогрессу в освоении языка и развития интеллекта. Однако понимание ряда логических операций им ещё не доступно.
Это понимание возникает лишь во время третьего периода - периода конкретных операций. В то же время практически всем воспитанникам ДОУ от двух до семи лет свойственно дооперациональное мышление.
Различают две стадии этого периода: допонятийную – приблизительно от 2х до 4х лет; интуитивную или переходную ( приблизительно от 5 до 7 лет).
Этим стадиям и свойственен эгоцентризм. Эгоцентризм характеризуется тем, что познавательная позиция дошкольника базируется на том, что существует только одна точка зрения на всё, что происходит, позиция - по отношению к нему. Ребёнок просто ещё не в состоянии отделить себя от внешнего мира. По его мнению, все вокруг думают так же, как он. Он не может понять, что существуют ещё и другие точки зрения других людей.
Такие выводы учёный сделал во время проведения своего знаменитого эксперимента с макетом горной гряды. Макет горной гряды из папье-маше представлял собой три горы разной высоты, каждая из которых имела своё отличие – снежную вершину; реку, спускающуюся со склона вниз; домик. Дети рассаживались вокруг стола, и каждый ребёнок видел горы с разных сторон.
Затем детям давали снимки этой гряды, сделанные с разных точек. После этого каждого ребёнка просили выбрать из этих фотографии именно ту, где горы были сфотографированы так, как он видел их со своего места. Как правило, дети без особого труда выбирали из ряда снимков именно тот, который требовался.
После того, как ребёнок выбирал правильный снимок, экспериментатор показывал ему специальную куклу, лицо которой представляло лишь шар без глаз, носа, рта, в связи с чем, дошкольник не мог следить за направлением взгляда этой куклы. Куклу располагали не рядом с ребёнком, а по другую сторону макета.
Затем просили дошкольника выбрать ту фотографию гор, на которой, по мнению ребёнка, горы должны были располагаться так, как могла видеть их кукла. Несмотря на то, что кукла сидела по другую сторону макета, дошкольник выбирал ту фотографию, которую выбирал раньше, где горы были сфотографированы так, как видел их он со своего места. Причём, если ребёнка и куклу меняли местами, результаты эксперимента были такими же.
Субъективные иллюзии дошкольников объяснялись тем, что дети не могли представить себе, что кто-то может оценивать что-то не так, как оценивают они.
Оказалось, что дети этого возраста ещё просто не в силах понять субъективность своей точки зрения. Эгоцентризм свидетельствует о спонтанной позиции, управляющей психикой ребёнка. К сожалению, эгоцентризм свойственен также и некоторым взрослым, наивно судящем о вещах, что свидетельствует о их не совсем полноценном психическом развитии.
Но взрослый сам хозяин своих чувств и эмоций, а ребёнок…
Ощущая себя точкой опоры, ему трудно понять, почему он должен следовать чьим-то советам, когда и сам знает, что делать. Тем более, что постоянное «яконье» его эгоцентрической речи помогает ему в этом.
ЧТО ТАКОЕ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ?
Если вы анализируете Я-высказывания дошкольников, то вас видимо, в самом деле, поражает количество этих «Я», словно другие местоимения не существуют вообще.
Эти «Я», по мнению Ж.Пиаже, свидетельствуют об эгоцентрической речи ребёнка, говорящего «лишь со своей точки зрения», считающего, что его собеседники думают точно также, поэтому понимают его. Для него главное, чтоб его слушали. В то же время нельзя сказать, что спонтанная речь дошкольника состоит лишь из «Я-высказываний».
Коэффициент эгоцентрческой речи ( доля эгоцентрической речи в массе спонтанной речи) не постоянен и зависит от ряда факторов – начиная от типа социальных отношений ( ребёнок – взрослый, ребёнок – ребёнок) и кончая степенью активности самого ребёнка.
Самый высокий коэффициент, достигающий 75%, отмечается в три года, начиная постепенно убывать, а после семи лет исчезая совсем. Как правило, общение с авторитарным взрослым увеличивает процент эгоцентрической речи, а разговоры с детьми, на равных, уменьшают.
По Л.С. Выготскому, эгоцентрическая речь – «это речь для себя», со временем переходящая во внутреннюю речь. По мнению ряда исследователей, феномен эгоцентрической речи и эгоцентризм ребёнка могут способствовать тому, что: Если информация, которую должен запомнить ребёнок, имеет к нему какое-то отношение, он запоминает и вспоминает её лучше, чем не интересующую его информацию.
В тех случаях, когда ребёнок интерпретирует всевозможные события, исходя из своих собственных представлений, познавательные возможности его и любознательность могут значительно улучшиться.
Коллективные монологи малышей во время периода эгоцентризма, когда дети больше разговаривают сами с собой, а не с другими детьми, способствуют развитию их речи и делает их более говорливыми, благодаря вступлению в социально – игровую ситуацию.
|