СОВРЕМЕННЫЕ
РОДИТЕЛИ. КАКИЕ ОНИ?
ЧТО
ТАКОЕ «АЛЬФА - РОДИТЕЛЬСТВО»
Несмотря на
то, что существует цифровой разрыв
поколений, современные родители тоже
становятся другими...Появление новых
технологий привело нас к тому, что
родители во многом не могут передать
свой опыт жизни ребенку. Оказалось, что
детство современных детей уникально.
Такого детства еще не было ни у кого:
детства со всевозможными новинками
технического прогресса.
Но прежде,
чем узнать эти новинки, ребенку нужно
познать также мир вещей и мир абстрактных
понятий, мир эмоций и мир чувств...Однако,
если в прежние времена мир вещей менялся
лишь с черепашьей скоростью, и взрослые
передавали свои знания детям, то сегодня
все это не так.
Наши дети
живут в инновационном обществе, непохожем
на прежние. В этом обществе надо жить
по-другому, но многие взрослые еще не
готовы к этому.
В то же время,
детские игры нацелены на взрослый мир
и любой ребенок понимает, что и он
когда-нибудь тоже встанет взрослым. И
желая повзрослеть, чтоб стать похожим
на родителей, ребенок верит в то, что
детство — это подготовка к настоящей
взрослой жизни. Отсюда раннее развитие
и всевозможные слоганы типа « читать
раньше, чем ходить». Однако...детство —
это не генеральная репетиция жизни в
будущем. Это золотой отрезок времени в
нашей жизни, безусловно, если ребенок
любим и развивается под солнцем этой
любви. Однако воспитатели «ранним
развитием» считают, что это солнце будет
светить лишь тогда, когда дошкольник
заслужит этого.
С появлением
моды на раннее развитие ребенка, многие
родители, следующие ей, и пытающиеся
оправдать свои родительские ожидания,
начали кичиться друг перед другом
«достижениями» своих детей, несмотря
на то, что часто их «успехи» просто
следствие лишь методов своеобразной
«дрессировки» ребенка и высокого —
нервно эмоционального напряжения,
связанного с установками на первенство.
Кроме этого,
специалисты обращают внимание на то,
что беря информацию о воспитании детей
чаще всего из Интернета, и впитывая ее
из совершенно противоречивых источников,
мамы и папы, еще до рождения младенца
пытаются написать что-то вроде сценария
его будущей жизни. И, безусловно, лучший
сценарий — как вырастить гения. Ординарные
родители желают иметь неординарных
детей, «растворяясь» в ролях, по их
мнению, идеальных родителей, забывая о
нюансах собственной жизни.
К сожалению,
во многих семьях сегодня ребенок
превратился в кумира в «ежовых рукавицах»,
при помощи которых он обязан оправдать
ожидания родителей. И хотя эти «ежовые
рукавицы» - не физическое насилие, а
желание прожить жизнь вместе с ребенком
или же за него, оберегая малыша от всего
негативного, бесконечный родительский
контроль, даже в самостоятельности
дошкольника, не дает ему возможности
жить собственной жизнью.
Еще одна
тенденция, наблюдаемая в последние
годы. По мнению специалистов, современные
родители гораздо больше времени начали
уделять своим детям по сравнению с тем,
что было раньше, придавая этому настолько
важное значение, что когда им это не
удается, их мучает чувство вины.
Имеется также
еще и родители, которые до сих пытаются
перенести методы воспитания своих
родителей на собственных детей. Однако
чаще всего, по мнению многих исследований,
большинство современных родителей
заняты критикой методов воспитания их
мам и пап, считая их совершенно
неприемлемыми для собственных детей,
хотя бы в вопросах поощрения и наказания.
Довольно
популярным сегодня стало и альфа —
родительство, притягивающее все больше
и больше людей. Так называемое «альфа
— родительство», предложенное знаменитым
канадским ученым Гордоном Ньюфельдом,
базируется на привязанности ребенка к
своим родителям, и к маме, и к папе.
« Помните:
альфа — прежде всего попечение, желание
и способность дать своему ребенку то,
в чем он нуждается», - вывод Ньюфельда.
Конечно же,
термин «альфа» выбрали не случайно.
Выбрали, по ассоциации с понятием «альфа
— статуса» в социальной психологии,
обозначающим доминирующее положение
какого-то члена группы. И поэтому, если
рассматривать семью, как группу, то в
ней, естественно, «альфа — статусом»
должны обладать родители. Безусловно,
такая позиция родителей помогает ребенку
ощущать не только заботу, но и свою
безопасность.
Всем родителям желательно знать о 6
уровнях привязанности ребенка к ним, выявленных Гордоном Ньюфельдом,
на которых основана его теория.
Эти уровни
тесно связаны с возрастом ребенка и
степенью его зрелости. 1 Первый уровень
или базовая ступень возникает после
рождения младенца, когда он лишь может
ощущать рядом с собой тех людей, которые
заботятся о нем, к которым стал привязан. 2
Второй уровень совпадает со вторым
годом жизни ребенка, когда он начинает
понимать, что если подражать родителям,
и быть на них похожим, то можно стать им
очень близким. 3 Третий уровень совпадает
с третьим годом жизни ребенка, когда он
начинает понимать, что свою близость с
родителями возможно ощутить через свою
принадлежность к семье. 4 Четвертый
уровень совпадает с четвертым годом
жизни ребенка, когда он уже пытается
стать значимым в жизни мамы и папы, желая
понравиться им.
5 Пятый уровень
совпадает с пятым годом жизни ребенка,
научившимся любить. Благодаря новой
форме привязанности детей через
эмоциональную близость, дошкольник
ощущает свою связь с родителями, даже
тогда, когда их нет рядом с ним. 6 И
наконец шестой - высший уровень
привязанности характеризуется близостью
через желание быть понятым другими. На
этом уровне дошкольник уже должен
убедиться в безоценочной любви своих
родителей, благодаря которой знает, что
он нужен им такой, какой есть. Все это
позволяет ему продолжать исследовать
мир, проявляя свою индивидуальность.
Когда ребенок воспитывается альфа —
родителями, то, начиная с пятого года
жизни, он может без особых проблем
посещать детский сад, ощущая эмпатию
воспитателей, и видя, что его понимают
другие.
Помимо этих
типов родителей встречаются и другие
типы родителей со своими стилями
воспитания. Однако, какого бы стиля не придерживались бы вы, главное, чтобы ребенок ощущал бы бы вашу безоценочную родительскую любовь.
|