Я люблю тебя, мой Шалунишка!
Cайт Аллы Баркан и Международного Союза родителей
Вторник, 2024-04-23, 1:04 PM

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Союз родителей
Мои статьи [106]

Категории раздела
Мои статьи [106]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 288

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТА

 

               ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТА

Говоря об одаренных детях, желательно чтобы родители, воспитатели и учителя имели понятие и о новых концепциях индивидуальной и творческой одаренности, одной из которых является теория множественности интеллекта ((Theory of Multiple Intelligence - TMI или ТМИ) Горварда Гарднера ( 1983), так как множественность интеллекта тесно связана с развитием ребенка.

В своей книге « СТРУКТУРА  РАЗУМА. ТЕОРИЯ  МНОЖЕСТВЕННОГО  ИНТЕЛЛЕКТА», написанной на основе многочисленных психологических и нейропсихологических исследований, ученый предположил, что люди не обладают единым генетически обусловленным интеллектом ( general intelligence или «g»), который принято измерять IQ–тестом (Intelligence Quotient – коэффициент интеллекта), а интеллект «концентрируется в разных областях мозга»,которые могут быть независимыми друг от друга, или же взаимодействовать сообща. Иначе говоря, существуют множественные интеллекты, благодаря чему интеллект человека можно развить, хотя бы по семи направления, а на сегодняшний день и по девяти. И в этом ценность теории Г.Гарднера, так как до появления ее, считалось, что интеллект дается человеку с рождения, не меняясь на протяжении его жизни.

Исходя из теории множественности интеллекта, все виды интеллектов равноценны, нет главных и второстепенных. Другое дело, что культурные традиции разных стран и народов отдают предпочтение разным видам интеллекта. Например, на западе ценится, чтобы у ребенка хорошо была развита речь, чтобы он читал и писал, умел считать, не имел бы трудностей в общении, а если вы живете в такой стране, как Нигерия, то более этих знаний ценится умение петь и танцевать.

В то же время, оценка IQ в письменном виде тесно связана с развитием, как лингвистических, так и логико-математических способностей, при помощи которых оценивают интеллект. А это означает, что тест на интеллект свидетельствует только о развитии этих способностей человека, и люди, даже с выдающимися данными в других областях, могут показать при оценке его очень низкие результаты.

Действительно, при обучении ребенка в школе этим способностям придают огромное значение, если эта школа не музыкальная или художественная. Иначе говоря, IQ способен предсказать успехи в школе, но не в жизни, а благодаря множественному интеллекту возможно не только понять в чем одарен ребенок, но и прогнозировать его успехи в области своей одаренности. Так что привычный для всех стереотип о высоком интеллекте одаренного ребенка и его прекрасной успеваемости, пересмотрен и не соответствует действительности.
 

                           СЕМЬ ТИПОВ ИНТЕЛЛЕКТА

Итак, каким типам интеллекта отдал предпочтение Г.Гарднер, в каких областях знаний один человек может быть одареннее другого:

ВЕРБАЛЬНО -лингвистический интеллект тесно связан с многообразием устной и письменной речи человека, с фонетикой, синтаксисом, семантикой и прагматическими составляющими ( в зависимости от различных ситуаций). Благодаря этому типу интеллекта, формируются способности к чтению и письму, умению рассказывать и сочинять, осуществлять поиск информации и использовать эту информацию при общении с другими людьми. Этот интеллект важен для педагогов, журналистов, писателей и поэтов, политиков, врачей, для всех тех, кто работает с людьми, для всех тех, кто в своей работе использует устную и письменную речь.


ЛОГИКО -математический интеллект способствует различным видам мышления, от так называемого научного до логического и абстрактного мышления. Благодаря этому интеллекту человек обладает способностью раскрывать всевозможные закономерности, оперировать числами и т. д., иначе говоря всем тем, что относится к области различных видов мышления. Такой вид интеллекта необходим математикам, научным работникам, банкирам, программистам и т.д.

ВИЗУАЛЬНО -пространственный интеллект в отличие от логико-математического интеллекта базируется на хорошо развитом образном мышлении, способности воспринимать зрительную и пространственную информацию, и не просто воспринимать, но и модифицировать ее. Этот интеллект необходим при различных видах деятельности человека — от рисования и архитектуры до навигации и конструирования. Без этого интеллекта невозможно стать хорошим шахматистом, не говоря уже о профессиях художника и скульптора, архитектора и конструктора, дизайнера и даже охотника.

МОТОРНО -двигательный или телесно - кинестетический интеллект помогает самовыражению человека «языком» его тела, выражая свои эмоции и чувства не при помощи слов, а всевозможными движениями. Благодаря этому интеллекту возможны профессии, где рукам придается особая роль - от скульптора до хирурга. Без этого интеллекта невозможно стать ни спортсменом и ни танцором, ни акробатом, ни фигуристом, и даже просто механиком. А, кроме того, моторно — двигательный интеллект контролирует действие нашей тонкой и грубой моторики

МУЗЫКАЛЬНО -ритмический интеллект связан со способностью человека к активному ( двигательному) переживанию музыки, к занятиям музыкой, а также к сочинению ее. Ребенок, обладающий таким интеллектом, выделяется среди остальных хорошим, а чаще - абсолютным музыкальным слухом, легко распознает качественные характеристики звука ( высоту, тембр и ритм), любит петь, имеет превосходное чувство ритма, без которого не возможна любая музыкальная деятельность и эмоциональное восприятие музыки, увлекается игрой на музыкальных инструментах.

Музыкально — ритмический интеллект необходим музыкантам и композиторам, певцам и учителям музыки, не говоря уже о музыкальных критиках.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ  интеллект тесно связан со способностью человека понимать эмоции и чувства, намерения и мотивы других людей, с умением различать эмоции и чувства, мотивы и намерения других людей, с прекрасными коммуникативными способностями. Благодаря межличностному интеллекту человек легко осваивает профессии психологов и психотерапевтов, политиков, менеджеров и т.д.

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ  интеллект - это способность человека понять самого себя, свои эмоции и чувства, намерения и мотивы, это способность к рефлексии и самоанализу. Благодаря внутриличностному интеллекту человек может управлять своими чувствами и поступками. Такой интеллект превалирует у философов и мыслителей.

Безусловно, если у человека развит какой-нибудь из видов интеллекта, то это не свидетельство того, что у него отсутствуют остальные виды интеллекта. Другое дело, что какой-то вид способен превалировать. У каждого из нас есть свой оригинальный профиль сочетаемости всех разновидностей интеллектов, но комбинация их разная, благодаря чему мы все имеем индивидуальные различия.

Как правило, опираясь на эти различия, у многих людей с детства уже возможно оценить их специальную одаренность, связанную с каким-то видом множественного интеллекта.

Поэтому, познакомившись с теорией Г.Гарднера,родители, воспитатели и учителя смогут понять - в какой области знаний и действительно ли одарен ребенок. А, поняв вид его одаренности, сделать все, что возможно, для развития ее в условиях дома, детского сада и школы.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Barkan (2014-05-09) | Автор: алла
Просмотров: 4568 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Cчетчик Openstat

Друзья сайта
  • Бим-Бад Б.М. Педагогика
  • Образовательный портал «Внешкольник.ru»


  • Copyright A. Barkan © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz