РОДИТЕЛЬСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ ( 4) 6.«НЕ БУДЬ ЛИДЕРОМ ».
И тут тоже немаловажная роль принадлежит человеческой зависти. Но речь идет уже не о скрытой зависти родителей к своим детям, а о страхе возникновения этого чувства у других людей по отношению к успехам их ребенка. Родители нейтрализуют эту «зависть», заставляя своих детей идти в одной шеренге с остальными, и не пытаться выйти из неё. И просьба их к ребенку – «быть как все», почти тождественна описанному выше - «не достигай успеха».
Такие дети не бывают впереди других даже тогда, когда имеют для этого потенциальные возможности. Они усвоили от своих мамы с папой, что главное – не превзойти кого-то, кто в это время рядом с ними. Ими всегда руководят другие. И даже повзрослев, им легче выполнять роль подчиненных, чем начальников, лишь только б не нести какую-то ответственность. Короче говоря, такое предписание родителей обычно обрезает крылья их ребенку.
Я помню разговор с одиннадцатилетним Федей, который очень поразил меня. Вначале поразил кристальной честностью ребёнка, потом я поняла, что дело всё не в ней. Подруга Феди, его одноклассница Ирина , с которой он сидел за одной партой, поведала ему, что у неё есть все ответы на задачи по контрольной по химии и предложила Феде их переписать. Но Федя, Федя почему-то отказался…
- Я понимаю, почему ты отказался, - вела я задушевный разговор с мальчишкой, импонирующим мне кристальной честностью. Ведь Федя написал контрольную на двойку, не став использовать готовые ответы , которые Ирина ему всё-таки переписала. Но так как это было всё не в первый раз, родители решили разобраться, что стало с их ребёнком, в чём причина, что из отличников он превратился в двоечника. Ну, неужели за год так уж поглупел. А если даже поглупел, то почему тогда он не воспользовался помощью шпаргалки. Не за горами конец четверти, что будет с ним.
- Как хорошо, что Вы хоть понимаете меня,- стал оживляться мальчик.
– Но если бы я посмотрел шпаргалку, то написал б контрольную на пять. Но мне пятерки больше не нужны. И так их получал все эти годы. Хватит!
- Что значит- «хватит», - не могла понять я ход всех его мыслей.
- Я говорю, что хватит получать пятёрки.
- Но разве это для тебя постыдно?
- Да!
- Я в первый раз такое слышу, Федя.
- Если б Вы жили в нашем доме, слышали бы чаще.
- Какое отношение к пятёркам может иметь твой дом?
- Поговорите с моей мамой и тогда поймёте.
- Я говорила с твоей мамой, но лишь поняла, что её очень беспокоят твои двойки.
- Это сейчас, а раньше беспокоили пятёрки.
- Не верится, чтоб маму беспокоили отличные отметки сына.
- Но мою маму беспокоили, она просила, чтобы я не выделялся в классе. А выделялся я только учебой. Я был единственным отличником из всех.
- Но это, Федя, же так здорово! Но почему лишь был? Ты ещё будешь. И что сейчас с тобой вдруг происходит?
- Я не хочу, чтоб мне завидовали дети. Я не хочу, чтоб сглазили меня.
- Откуда у тебя такие мысли, Федя?
- Мне мама про всё это рассказала. Но почему, когда я начал слушаться её, она вновь мною не довольна?
Оказывается, что мама, в самом деле, сказала Феде год тому назад, когда вдруг у него внезапно поднялась температура, что накануне этого его хвалили на родительском собрании и, очевидно, кто-то Федю сглазил. Она всё время чувствовала, как ей все завидуют, ведь так, как Федю не хвалили никого.
Мальчик болел довольно тяжело, а когда снова пошёл в школу, то мама его попросила, чтобы он не рвался получать только пятёрки. Четвёрка – это тоже хорошо. Важны не только лишь оценки, важно знание. И Федя понял, что ему не надо больше выделяться на уроках.
А в результате – так переусердствовал. Но мама Феди, так и не поверила, что дала сыну сама предписание - из лидера вдруг превратиться в двоечника. Ей никогда никто не говорил , что у её ребёнка был очень высокий уровень тревожности.
7. «НЕ БУДЬ ЗНАЧИМЫМ ».
Предписание « не будь значимым» очень близко по содержанию к предписанию «не будь лидером», но здесь имеются и собственные нюансы, при рассмотрении которых, различие между этими «сходными» родительскими предписаниями довольно существенно. «Не будь значимым» в устах некоторых мам и пап звучит не просто «иди со всеми в одной шеренге», а временами и -« отставай даже в одной шеренге».
Здесь речь идет не просто о «не высовывайся», а, скорее всего - не приближайся к тем, кто хочет «высунуться». Это своеобразная психология людей, достаточно уязвленных жизнью. И не желающих, чтобы их дети также были уязвлены ею из-за своего чувства собственного достоинства. Поэтому родители уже с малых лет пытаются не развивать в своем ребенке это чувство, во всяком случае, пытаются научить его не придавать чувству собственного достоинства особого значения. «Не будь значимым» - может интерпретировать Ваш ребенок также бесконечные замечания и одергивания родителей, которые лишний раз убеждают его в том, что его «Я» должно быть совсем незаметным, а не постоянно давать другим о себе знать.
Пятилетнюю Катю родители воспитывают днём и ночью. То она не правильно держит ложку, то она не вежливо поздоровалась с кем-то. То она очень сильно вымазалась в песке, то взяла книжку грязными руками. Теперь Катя как можно реже кушает ложкой, обходит знакомых стороной, чтобы вообще не здороваться, не хочет играть в песочнице и рассматривать картинки в книгах.
А родители вновь не довольны и снова придираются к ней, как будто бы это самое главное в их жизни. И после разговора с ней, я поняла, что она вообще нужна маме и папе лишь для того, чтобы им было кого ругать. И, конечно же, нужной для чего-то другого в семье она просто себя не чувствует.
8. «НЕ БУДЬ СОБОЙ».
И такое предписание тоже отражается на мировоззрении ребенка. «Не будь собой» - это или выплеск разочарования по поводу пола ребенка или же выплеск неудовлетворения собственным малышом. Неудовлетворение, когда Вы постоянно вдалбливаете ему, что он слишком далек от Вашего идеала ребенка, напоминающего послушную заводную куклу, или хотя бы соседского «пай-мальчика». Но подобное недовольство звучит и в других предписаниях.
А вот недовольство насчет пола ребенка – в основном, в этом. Безусловно, родительское недовольство при рождении девочки, когда ждали мальчика, или наоборот, нередко отражаются и на судьбе этого нежданного ребенка. Таких детей родители даже любят и воспитывают по-особому, пытаясь ещё хоть как-то оправдать несбывшиеся надежды. И если в семье до появления этого нежданного ребенка уже было два мальчика и мать мечтала о дочке – помощнице , то рождение третьего сына способно даже огорчить ее.
И, чтобы исправить ситуацию, женщина начинает переносить на этого сына все свои несостоявшиеся ожидания, не просто рассказывая ему, что он «должен» был родиться девочкой, но и воспитывая его как дочь. Наверное, многим из Вас встречались мальчики с девичьими повадками, с удовольствием носящие платья, любящие вышивать и не умеющие играть в футбол. Но еще больше, пожалуй, девочек, мечтающих о мальчишеской судьбе, и не скрывающих от посторонних того, что так их больше будут любить родители.
Когда я в первый раз разговаривала с двенадцатилетней Ритой, меня поразило не только ее внешнее сходство с мальчишкой-подростком, но и мысли, связанные с особенностью психики мальчиков , которые в этом возрасте присуще еще не всем им. Собственно, это и беспокоило ее маму, имеющую еще и старшую дочь, которая резко отличалась от Риты своей грациозностью и женственностью.
Правда…, когда Рита была еще маленькой девочкой, родители сами хотели, чтобы она походила на мальчика. Приветствовали все ее мальчишеские выходки и замашки, и даже делились с ней мыслями, как жалко, что она ,в самом деле, не мальчик. Ведь дочь у них уже есть, а, вот, мальчика нет. Но это все было давно. А Рита как будто не выросла: все те же замашки и выходки… Нет, чтобы брать ей пример с её старшей сестры.
Но во время моего разговора с Ритой ей было совершенно не до старшей сестры. Ее идеалом оказалась тоже женщина, но не с изысканными светскими манерами, умеющая делать реверансы… Её идеалом оказалась… Надежда Дурова, да, да, да, прославленная «кавалерист-девица…», написавшая сама о себе, как в ответ на поцелуй её руки Пушкиным произнесла приблизительно такую фразу: «Ах, боже мой! Я так давно отвык от этого!»
Идеалом двенадцатилетней девочки оказалась женщина – «кавалерист», служившая одно время адъютантом даже у самого Кутузова. Но, к сожалению, мама Риты не знала биографии Надежды Дуровой, в которой роковую роль сыграло желание её молодой матери родить сына, чтобы искупить так вину перед своим отцом. Однако, родилась нежеланная дочь, настолько вызывавшая ненависть у своей матери, что её до шести лет пришлось отдать на воспитание старому гусару.
Да, к тому же, гусарским офицером был и отец Надежды Дуровой, отец, которого она обожала, отец, который в отличие от матери, искренне любил свою дочь. Так почему бы не пойти девушке, воспитанной старым гусаром, по стопам любящего её отца? И юная Надежда Дурова превращается в Александра Андреевича Александрова.
Конечно же, Риту ждет совершенно иная участь. Гусарских времён уже не вернешь. А современная армия очень жестока. Но будет ли девочка, так презирающая саму себя, когда-нибудь счастлива - сказать невозможно, если уже с ранних лет получала все время, пускай даже косвенно, предписание «Не будь собой».
К тому же, Рита оказалась послушным ребенком. А сколько таких Рит еще неосознанно культивируются в различных семьях , мечтающих хоть на время в нежданном мальчике увидеть девочку или в нежданной девочке увидеть мальчика. И превращая всё это в шутку, родители покупают мальчишкам куклы, а девочкам автоматы.
А потом эти же мамы и папы в недоумении – кто послал порчу на их ребенка, мечтающего даже переменить свой пол ? А то, что их сын или дочь живут постоянно с мучающим их внутренним конфликтом, посеянным не чем иным, как их влиянием на ребёнка, им как раз невдомёк.
|