Я люблю тебя, мой Шалунишка!
Cайт Аллы Баркан и Международного Союза родителей
Суббота, 2024-10-12, 10:35 AM

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Мир глазами | Регистрация | Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 288

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Мир глазами младенца

А. И. Баркан

Отрывки из книги

Что умеет ребенок сразу после рождения? Даже самые тяжелейшие стрессы в жизни людей несравнимы со стрессом, который испытывает младенец, появляясь на свет. Адаптация к жизни – сложнейший бег с бесконечными марафонскими дистанциями, которые надо преодолеть. А придет ли второе дыхание или нет, зависит от многого, потому что, прежде чем малыш сумеет воспользоваться им, он должен научиться даже дышать. Ведь новорожденный и этого еще не умеет. Он – словно рыба, выброшенная на берег, а должен приспособиться к воздушной среде. Ведь даже свет, ослепляющий его, привыкшего жить в темноте – и то для него достаточно сильный раздражитель. А движение воздуха, холод, жара, бесконечная «пульсация» мира.. Совершенно иное питание, ему теперь надо найти самому и использовать всю энергию пищи. А беспомощность… он пока абсолютно беспомощен, хотя владеет полнейшим набором инстинктов, чтобы выжить. Но как?

Он выживет, если кто-то окажется рядом, постоянно заботясь о нем, угадывая его желания. На такое способна лишь мама. Это сладкое рабство ее – добровольно. Итак, что умеет ребенок ваш сразу после рождения? Спать и бодрствовать. Новорожденные могут спать до 18-20 часов в сутки. Основная часть времени приходится на неглубокий сон, сопровождающийся подрагиванием мышц лица и перемещений глазных яблок под закрытыми веками. У взрослых это бывает при сновидениях. Незначительная часть времени приходится на глубокий сон, когда мышцы лица расслаблены. Во время сна на личике ребенка отражается целая гамма чувств, и рефлекторная улыбка часто сменяется недовольством. Сон у младенцев очень чуткий, но иногда они не просыпаются при грохоте и шуме. При засыпании и пробуждении малыш обычно дремлет.

Все время двигая руками, Танюша, сама того не сознавая, училась координировать движения их, радуясь тому, что это, наконец, стало ей удаваться. Затем она заметила висящую над нею погремушку, остановила взгляд на ней, как будто взвешивала, стоит ли заняться новым делом. Наверное, стоит. Попыталась дотянуться, чтобы раскачать ее, услышав громкий звук. Ей это удалось, и личико Танюши от радости мгновенно засияло. Она была удивлена, еще не веря, что все это проделала сама. Впервые в жизни вдруг Танюша сумела хоть как-то сконцентрировать свое внимание. А это был огромный шаг вперед, который означал, что скоро мир раскроет ей секреты…  Третий месяц жизни. Браво, Танюшка, браво! – захлопала в ладоши мама и тут же бросилась звонить по телефону, оповещая всех о происшедшем. Прислушиваясь к звуку погремушки и громкому восторженному «браво», Танюша, как и обычно, попыталась засунуть большой пальчик в ротик. Но, если раньше пальчик шел обычно мимо рта, сегодня он попал туда, куда необходимо, и его можно было даже пососать. Конечно же, Танюша воспользовалась этим и стала с наслаждением сосать. Но мама была очень недовольная  и говорила ей: «Нельзя, нельзя, нельзя». Такое слово Танюша слышала впервые, но понимала, что «нельзя» - это запрет. Так почему же мама раньше все ей разрешала? Пусть разрешит сегодня тоже, как всегда. Танюшенька пыталась даже чуточку похныкать. Но мама снова повторила это слово и вытащила пальчик изо рта. Танюшенька обиделась и гневно закричала, в конце концов, по-настоящему заплакав.


Она сказала мне сегодня «мама». Я слышала сама. Она сказала. И пусть врач говорит, что все случайно и неосознанно еще… Она сказала. Я не ошиблась. Это было… было… Она вообще все время радует меня, ведь каждый день – другая. Мечтает вырасти из ползунков, не ползая еще. Вся жизнь ее – развитие, развитие… сюрпризы созревания и роста. Сегодня сделала впервые «самолетик». Подняв головку, взмахивала ручками, перебирала ножками, агукала, как будто пыталась в самом деле взлететь – увидеть все, что за кроваткой, какой таинственно-загадочный мир там. Вообще, наверное, для нее сейчас все кругом таинственность. Она все видит в первый раз, а если и не в первый, то каждый день воспринимает это все по-новому.  Сегодня вдруг «открыла» свои ножки, хотя раньше играла с ними без конца, считая их просто игрушкой. Сегодня поняла, что они не игрушка,  часть ее, она сама. Смотрела на них долго, с удивлением, потом решила пососать, попробовать на вкус. Ей даже удалось засунуть пальцы в ротик… Она вообще теперь легко умеет управлять всем телом, и весь день в движении. Не может усидеть спокойно на руках, выглядывает из окна, рассматривает улицу и двор. Я объясняю ей – где дерево, где кошка. Она так слушает, как будто понимает. Но больше всего любит включать свет. Сама включает, без меры восторгаясь своим умением зажечь все люстры в доме, чтобы потом не отрывать свой взгляд от них. Свет для нее загадка, хотя она сама загадочнее света.


Седьмой месяц жизни. Теперь малыш, общаясь, чаще пользуется лепетом, а также мимикой и жестами и понимает смысл многих слов. Он пальчиком покажет вам, где птичка, где кошка, где собачка, где другое, когда вы его спросите об этом. И он найдет все взглядом, понимая вашу речь. Малыш избирателен в общении. Чувство привязанности малыша к родителям и близким людям растет. Но на кого-то из родных, чаще всего на маму, он направляет безграничное внимание и выделяет из всех остальных: все время тянется к ней, льнет, не переносит ее отсутствия и выражает протест плачем, теряя неожиданно из виду. И это первая и значимая эмоциональная привязанность ребенка, которую мы видим. В основе ее – не кормление младенца, а ощущение безопасности и постоянства, исходящее от любимой мамы. Однако эта связь может возникнуть не только с матерью, но также и с другим близким ребенку человеком, по той или иной причине воспитывающим младенца. Но этот вариант встречается гораздо реже. Ребенок, кроме мамы, уже различает папу, дедушку и бабушку, а также тетю, дядю. У большинства детей обычно в этом возрасте впервые можно временами обнаружить появляющийся страх при расставании с мамой. И в то же время у младенца уже формируется и совершенствуется представление о постоянстве людей и предметов. Ребенок знает, что, хотя мама ушла, это совсем не означает, что ее вообще нет. Она есть где-то еще и скоро придет. И если вдруг игрушка затерялась, она тоже существует, и ее скоро найдут.


«Я, кажется, придумала еще игру». И Танюша прикрыла свое личико пеленкой. А когда мама чуть не расплакалась, не зная, где она, Танюша сбросила пеленку с лица и залилась радостным смехом. Потом спряталась мама. И Танюша повторяла за ней «Ку-ку-ку». А после «ку-ку» они с мамой вдвоем поиграли в «сороку-ворону», и Танюша загибала все пальчики. А когда приготовился супик, и мама понесла ее на обед, Танюша стала «бодать» свою маму, приглашая к игре «забодаю»… Мое Солнышко, Мой Козленочек – рассмеялась, шутя над ней, мама. Танюше очень понравилось это. Она шутки уже понимала. За столом ей хотелось взять ложку. Она маме «сказала» об этом, указав на нее своей ручкой и назвав своим собственным словом – лооо… Это слово уже мама знала. Протянула Танюше ее ложку. Но как только та оказалась в ручке Танюши, девочка сразу нашла ей «особое» применение, пытаясь придвинуть к себе этой ложкой лежащий неподалеку сухарик. И это было впервые. Да, да, сегодня Танюша впервые сумела додуматься до того, как с помощью одного ее интересующего предмета достать другой. А раньше такое даже не приходило ей в голову. Однако Танюша не успокоилась на этом, продолжив эксперименты. И все, все то, о чем прежде лишь размышляла, сегодня Танюша сделала сама, как будто это уже была не она. Достав сухарик, Танюша тут же запихнула его в ротик, освободила ручку, и, недолго думая, схватила чашку. Теперь она уже владела тремя различными предметами одновременно: чашкой, ложкой и сухариком. И это тоже было для нее впервые.
Поиск

Cчетчик Openstat

Друзья сайта
  • Бим-Бад Б.М. Педагогика
  • Образовательный портал «Внешкольник.ru»


  • Copyright A. Barkan © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz